НТМ Габышев ПП 21-22

1

2
Содержание
1.Пояснительная записка программы………………………………………………..
2.Цели и задачи ДООП………………………………………………………………..
3.Планируемые результаты…………………………………………………………..
4.Способы определения результатов программы…………………………………..
5.Мониторинг………………………………………………………………………….
6. Опросники…………………………………………………………………………..
7. Учебно-тематический план и содержание первого года обучения и
соджержание………………………..………………………………………………….
8. Учебно-тематический план и содержание второго года обучения и содержание
…………………………………………………………………………..………………
9. Учебно-тематический план и содержание третьего года обучения и
содержание ………………………………………………………………..……………
10. Учебно-тематический план и содержание четвертого года обучения и
содержание ………………………………………………………………….………….
11. Методическое обеспечение ……………………………………………………….
12. Литература …………………………………………………………………………

3
4
6
8
8
8
10
12
14
18
21
23

3
Пояснительная записка
Данная программа помогает обучающимся расширить и закрепить на практике
знания основ наук, получаемые в общеобразовательных учреждениях (таких как:
математика, технология, рисование).
Состав групп объединения может быть смешанным, в одной группе могут
заниматься дети с 1 по 4 классы. По каждой теме, входящей в программу, дается сумма
необходимых теоретических сведений и перечень практических работ. Основную часть
времени занимает практическая работа, которая имеет полезную направленность.
Значительное место отведено графической подготовке младших школьников, т. к. в
техническом кружке важно сформулировать навыки в графическом изображении при
изготовлении изделий. Уделено внимание к тому, чтобы младшие школьники правильно
употребляли технические термины и использовали в работе доступную им техническую
документацию. Программа предусматривает внеклассную работу по развитию творческих
способностей детей младшего школьного возраста в области техники. Данная
образовательная программа технической направленности предусматривает экскурсии на
ближайшие

предприятия,

проведение

бесед

об

истории

техники,

организацию

соревнований, игр, конкурсов.
ДООП «Начальное техническое моделирование» составлена в соответствии со
следующими нормативными документами:

1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании»;

2. Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
(Далее - Концепция).

3. Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 №
52831)

4. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей».

5. Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ от 18.11.2016 г. Министерства образования и науки РФ.

4

6. Устав МБУ ДО «Центр научно-технического творчества учащихся» МР
«Вилюйский улус (район)» РС(Я).
Направленность программы: техническая
Новизна

программы:

конструкторскими

предусматривает

навыками,

а

также

овладение

техническими

профессиональную

знаниями

и

ориентированность

и

преемственность в обучении.
Актуальность: заключается в том, что в ней удачно сочетаются практика и теория
проверенные многолетним опытом работы и учитываются современные требования к
моделям, технологиям и материалам, применяемым для их изготовления.
Цель: расширение политехнического кругозора младших школьников, развитие их
пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к технике.
Задачи:
Обучающие:
- обучить началам технического моделирования и конструирования;
- научить основам умственного труда (запоминать, анализировать, оценивать…);
- обучить технической терминологии, понятиям и сведениям.
Развивающие:
- развить мотивацию к творческому поиску;
- развить творческое мышление;
- развить умение организации учебного труда.
- сформировать интерес к технике и техническим видам деятельности;
- сформировать навыки работы с инструментами, станками и приспособлениями при
обработке различных материалов;
- сформировать умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления
моделей - самолетов, судов, ракет.
Воспитывающие:
- создать ситуацию успеха;
- воспитать настойчивость в преодолении трудностей, достижении поставленных задач;
- воспитать аккуратность, дисциплинированность, ответственность за порученное дело;

5
- приобщить к нормам социальной жизнедеятельности.
Возраст детей, режим и формы занятий: программа рассчитана на детей в возрасте от
10 до 17 лет.
Программа состоит из четырех частей: первого, второго, третьего и четвертого года
обучения. Рекомендуется комплектовать учащихся первого года обучения из школьников
1-4 классов.
Обучение осуществляется через такие традиционные формы, как кружковые
занятия (индивидуальные и групповые), участие в конкурсах, выставках, соревнованиях.
Объединение первого года обучения формируется желательно детьми 1-2 классов,
группа 12 человек, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 и 2,5 часа.
Объединение второго года обучения: группа 10 человек, занятия 2 раза в неделю по
2 и 2,5 часа.
Объединение третьего года обучения группа 8 человек, занятия 2 раза по 2 и
2,5часа.
Объединение четвертого года обучения: группа 8 человек, занятия 2 раза по 2 и 2,5
часа.
Продолжительность занятий – 45 минут. Перерыв между занятиями – 10 минут.
Дистанционное обучение. В связи с введением ограничительных мер и режимом
самоизоляции некоторые учебные занятия могут перейти на дистанционную форму
обучения с помощью приложений Zoom, WhatsApp и с применением кейсовой
технологии.
Срок реализации программы: 4 года
Формы и методы занятий: Занятия состоят из двух частей: теоретической и
практической. Теоретическая часть ведется с учетом возрастных психологических и
индивидуальных особенностей. В теоретической части учащиеся получают основные
знания по начальному моделированию. Формы занятий: беседы, экскурсии. В
практической части знакомятся с технологией изготовления, а также с эксплуатацией
моделей.
Применяемые методы при обучении:
 интерактивный метод;
 наглядно – иллюстративный;

6
 метод эмоционального стимулирования учебной деятельности;
 коммуникативно – ориентированный.
Ожидаемые результаты:
В конце первого года обучения учащиеся будут
знать:
- правила техники безопасности;
- требования к организации рабочего места;
- правила пользования инструментами;
- способы изготовления деталей из бумаги картона и способы их сборки;
- первоначальные конструкторско – технологические понятия.
уметь:
- делать машины из бумаги и картона;
- делать машины с самодельным мотором;
- делать геометрические конструкторы из плотной бумаги, картона;
- выполнять чертежи.
В конце второго года обучения учащиеся будут
знать:
- первоначальные понятия о сборочном чертеже, состоящем из нескольких деталей;
- первоначальные понятия о техническом рисунке, чертеже и эскизе и различать их;
- общие понятия о транспорте, его видах и значениях;
- понятия о моделях транспортной техники и их разновидностях;
- значение автотехники в жизни и практике.
уметь:
- делать макеты и модели технических объектов из бумаги и картона;
- составлять эскизы;
-

читать

и

составлять

простейшие

электрические

электрифицированных изделий;
- делать силуэтные модели с резиновым двигателем;
- выполнять чертежи деталей;
- подбирать материал для изготовления мелких деталей.
В конце третьего года обучения учащиеся будут
знать:

схемы

при

изготовлении

7
- первоначальные понятия о конструкторско-технологической деятельности;
- элементарные понятия о работе конструкторов и конструкторских бюро;
- элементы профессионального конструирования;
- основные условия конструкторской разработки по заданию (назначение изделия, условия
использования и работы изделия, размеры, эксплуатационные требования и т. д.);
- первоначальные понятия о машинах и механизмах и различие между ними;
- об основных элементах механизмов и их взаимодействии;
- первоначальные понятия о стандарте и стандартных деталях (на примере набора
конструктора);

- правила составления электрических цепей.
уметь:
- делать (из наборов готовых деталей) макеты и модели технических изделий (по
техническому рисунку) с попыткой самостоятельного планирования предстоящих
действий;
- читать технические рисунки в альбомах и журналах;
- читать и составлять простейшие электросхемы (с одним потребителем);
- делать изделия из готовых деталей с применением электричества (фары, звонок и др.).
- собирать модели машин, механизмы и другие технические устройства и сооружения из
наборов готовых деталей (по собственному замыслу) с попыткой самостоятельного
планирования предстоящих действий;
- дополнять модели, собранные из готовых деталей, самодельными элементами (например,
картонным кузовом);
- делать простейшие электрифицированные модели.

В конце четвертого года обучения учащиеся будут
знать:
- технологию изготовления отдельных частей моделей;
- название и назначение инструментов и деталей в наборах;
- о сборке макетов и моделей из полуфабрикатов различных материалов;
- об основных механизмах машины: двигатели передающий и исполняющий. Об их
назначении и взаимодействии;
- углубленные понятия о технологических процессах в быту и на производстве;
- о способах разметки, изготовления выкроек, развертках (простой формы), шаблонах и
приемах работы с ними.
уметь:

8
- делать несложные летающие модели;
- делать рабочие чертежи в натуральную величину;
- предварительно планировать создание объекта;
- делать различные устройства из пластмассовых и металлических наборов готовых
деталей;
- собирать макеты и модели путем склеивания;
- разбирать и читать технические рисунки, простейшие чертежи, схемы.
Способы

определения

результативности

программы:

мониторинг

по

выявлению уровня результативности программы.
Участие в соревнованиях и мероприятиях: общегородские соревнования по
техническим видам спорта, улусная, региональная и Республиканская НПК «Шаг в
будущее», Республиканские соревнования на Кубок МОиН РС (Я), ежегодные
Всероссийские выставки НТТУ.
Формы контроля: наблюдение, тестирование, анкетирование, собеседование,
конкурсы, выступления с научно-практическим докладом.
Формы подведения итогов программы: конкурсы, выставки, участие и
выступление в мероприятиях, участие в дискуссионной площадке.
Мониторинг по выявлению уровня результативности программы
с разбивкой на два полугодия на каждый год обучения
Опросник для учащихся первого года обучения
№

Показатели

1

Знаешь ли ты о работе конструктора?

2
3

Умеешь ли ты пользоваться инструментами?
Умеешь
ли
ты
пользоваться
электрооборудованием?
Умеешь ли ты изготавливать различные простые
модели?
Умеешь ли ты общаться с другими сверстниками?

4
5

Умею

Делаю с
помощью
педагога

Не
умею

Делаю с
помощью
педагога

Не
умею

Опросник для учащихся второго года обучения
№

Показатели

Умею

9
1
2
3
4
5

Знаешь
ли
ты
о
конструировании
и
моделировании?
Умеешь ли ты пользоваться режущими
инструментами?
Умеешь
ли
ты
пользоваться
электрооборудованием?
Умеешь ли ты изготавливать различные модели
от простых до сложных?
Умеешь ли ты работать в команде?
Опросник для учащихся третьего года обучения

№
1
2
3
4
№
1
3
4
5

Показатели

Умею

Делаю с
помощью
педагога

Не
умею

Делаю с
помощью
педагога

Не
умею

Знаешь ли ты термины, которыми пользуются в
конструировании и моделировании?
Умеешь
ли
ты
пользоваться
электрооборудованием?
Умеешь ли ты изготавливать различные
сувениры?
Умеешь ли ты общаться со взрослыми?
Опросник для учащихся четвертого года обучения
Показатели
Знаешь ли ты о работе конструкторов?
Умеешь ли ты пользоваться сложными
инструментами?
Умеешь ли ты изготавливать сложные копии
модели техники из различного материала?
Умеешь ли ты находить нужную информацию из
различных источников?

Умею

10
Учебно - тематический план первого года обучения.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Тема

Количество часов
всего
теория

Вводное занятие
Первоначальные
конструкторскотехнологические понятия
Конструирование из плоских
деталей
Конструирование
из
объемных деталей
Техническое моделирование
игрушек
Изготовление судов
Заключительная часть
Итого

практика

2
32

2
2

30

32

2

30

30

4

26

34

2

32

30
2
162

2
2
16

28
146

Содержание первого года обучения
1. Вводное занятие. Понятие о материалах и инструментах. Ознакомление
учащихся с правилами техники безопасности и пожарной безопасности, Инструменты
приспособления, применяемые в кружке (ножницы, нож, молоток, плоскогубцы, клей и
другие инструменты). Правилами пользования ими. Организация рабочего места, правила
работы с колющими и режущими инструментами. Способу изготовления отдельных
деталей из бумаги и картона и способы сборки деталей. порядка и плана работы кружка,
показать наглядно готовые самоделки выполненных кружковцами в прошлом году.
Практическая часть. Изготовление (бумага, картон) поделок на свободную тему с целью
ознакомления с подготовкой учащихся. Изготовление из плотной бумаги и картона машин
построек самолетов воздушных змей планеров самолетов. Изготовление из картона
плоских игрушек с подвижными частями тела.
2. Первоначальные конструкторско-технологические понятия
Элементарные понятия о работе конструкторов. Общее представление о процессе
создания

машины

Обзор

основных

деталей.

Основные

ручные

инструменты.

Практическая часть. Изготовление моделей машин самодельным мотором, самоходных
машин.
3. Конструирование из плоских деталей. Понятие о контуре, технического объекта.
Практическая работа. Изготовление геометрического конструктора из ватмана или
плотного картона (корабль, машина, самолет и др.)

11
4. Конструирование из объемных деталей. Первоначальные понятия простых
геометрических тел (куб, конус, цилиндр) Практическая работа. Изготовление макетов
геометрических тел, макетов машин, ракет и.т.д.
5. Техническое моделирование игрушек. Практическая работа. Сборка моделей
машин склеивание кузова, сборка ходовой части. Колесо. Шестеренка.
6.

Изготовление

судов

Подбор

материалов.

Плотная

чертежная

бумага,

синтетический клей, краски и резиномотор.
Практическая работа. Обучение навыкам черчения, Выполнение чертежа согласно
техническим характеристикам, указанным в правилах. Расчет профиля данной категории
модели
7. Заключительная часть. Подведение итогов работы за год.

12
Тематический план второго года обучения
№
1.
2
3

4.
5.
6.
7.

Тема

Количество часов

Вводное
занятие.
Инструменты и материалы.
Работа с бумагой
Изготовление
макетов
и
моделей
технических
объектов
из
бумаги и картона.
Графическая подготовка в
начальном
техническом
моделировании
Простейшие
модели
транспортной
техники
моделей.
Различные
модели
транспортной техники
Заключительное занятие
Итого

всего

теория

практика

2

2

-

32
32

2
2

30
30

30

4

26

34

2

32

30

2

28

4
162

2
16

2
146

Содержание второго года обучения
1.

Вводное занятие. Инструменты и материалы. Ознакомление учащихся с

правилами техники безопасности и пожарной безопасности, порядка и плана работы
кружка. Ознакомление с планом кружка.
2. Работа с бумагой
Знакомство с подготовкой рабочего места для работы с бумагой, со свойствами бумаги,
основными рабочими операциями в процессе практической работы с бумагой (сгибание,
складывание, резание, склеивание и др.). Правила сгибания, складывания, резания.
Выполнение разметки деталей по шаблону.
Практическая работа. Изготовление моделей «летающее крыло», простейшего планера и
игрушек. Проведение игр и соревнований с поделками.
3. Изготовление макетов и моделей технических объектов из бумаги и картона.
Совершенствование знаний о масштабе, нанесении размеров и применение этих знаний в
начальном техническом моделировании. Расширение первоначальных понятий о
сборочном чертеже, состоящем из нескольких деталей.
Практическая

работа.

Изготовление

различных

технических

объектов.

Работа

выполняется по образцу, шаблону, чертежу, техническому рисунку и собственному

13
замыслу с применением знаний и умений графической подготовки в начальном
техническом моделировании.
4.

Графическая

подготовка

в

начальном

техническом

моделировании.

Первоначальные понятия о техническом рисунке, чертеже, эскизе. Различие
этих графических изображений.
Практическая работа. Чтение и составление эскизов плоских эскизов плоских деталей и
изделий простой формы. Чтение и составление простейших электрических схем при
изготовлении электрифицированных изделий.
5. Простейшие модели транспортной техники моделей. Общие понятия о
транспорте, его видах и значениях. Понятия о моделях транспортной техники и их
разновидностях (планер, стендовые модели, объемные модели и.т.д.).
Практическая работа. Изготовления моделей ходовые испытания . изготовление
силуэтных моделей с резиновым двигателем, бумажные модели парашютов, планеров,
воздушных змей.
6. Различные модели транспортной техники. Значение автотехники в жизни и
практике. Беседа по автотехнике «Прошлое, настоящее, будущее». Показ наглядных
пособий. Простейшие виды проектирования моделирования, составление простых эскизов
и чертежей.
Практическая часть. Усвоение основных технических характеристик моделей. Подбор
рисунков к автомобильному прототипу, определение размеров, выполнение чертежа
отдельных деталей. Подбор материалов для изготовления мелких деталей.
7. Заключительная часть. Подведение итогов работы за год.

14
Тематический план третьего года обучения
№ Тема

Количество часов
всего

теория

практика

1

Организационное занятие

2

2

2

Первоначальные понятия о конструкторскотехнологической деятельности
Графическая подготовка в конструкторскотехнологической
деятельности
младших
школьников
Начальные основы конструирования из наборов
готовых деталей

30

2

28

32

2

30

30

4

26

Соединение готовых деталей путем опоры друг на
друга
Сборка макетов и моделей из наборов готовых
деталей при помощи выступов и выемов

34

2

32

30

2

28

7

Экскурсии

2

2

8

Заключительное занятие

2

2

162

18

3
4
5
6

Итого

144

Содержание третьего года обучения
1.

Организационное

занятие.

Порядок,

задачи

и

план

работы

кружка.

Демонстрация моделей, изготовленных кружковцами в прошлом году.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а . Изготовление изделий из наборов готовых деталей на
свободную тему (с целью ознакомления с умениями и навыками учащихся).
2. Первоначальные понятия о конструкторско-технологической деятельности.
Элементарные понятия о работе конструкторов и конструкторских бюро. Общее
представление о процессе создания машин (основные этапы проектирования и
производства). Элементарное понятие о конструировании (планировать, проектировать,
претворяя свой замысел в изделии). Элементы профессионального конструирования,
которые

входят

в

конструкторско-технологическую

деятельность

школьников

(обдумывание, осмысление идеи, создание мысленного образа с попыткой выбрать метод
конструирования,

определить

последовательность

изготовления

изделия,

подбор

инструментов и т. д.). Основные условия конструкторской разработки по заданию
(назначение

изделия,

условия

использования

и

работы

изделия,

размеры,

15
эксплуатационные требования и т. д.). Техническое моделирование как один из видов
конструкторско-технологической деятельности школьников.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а . Изготовление простейших макетов и моделей технических
объектов из наборов готовых деталей (по образцам) с попыткой самостоятельного
планирования предстоящих действий.
3. Графическая подготовка в конструкторско-технологической деятельности младших
школьников. Линии чертежа: линия видимого контура, линия невидимого контура, линия
сгиба, осевая, или центровая линия, сплошная тонкая (размерная, вспомогательная) линия.
Условные обозначения диаметра, радиуса. Первоначальные понятия о техническом
рисунке, чертеже, эскизе. Различия этих графических изображений. Совершенствование
знаний о масштабе. Порядок чтения и составления эскиза плоской детали. Правила и
порядок

чтения

изображений

объемных

деталей

(наглядного

изображения).

Первоначальные понятия о простейшем сборочном чертеже, состоящем из двух-трех
деталей. Совершенствование умений в чтении и составлении простейших электрических
схем.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а . Изготовление (из наборов готовых деталей) макетов и
моделей технических изделий (по техническому рисунку) с попыткой самостоятельного
планирования предстоящих действий. Чтение технических рисунков в альбомах и
журналах. Чтение и составление простейших электросхем (с одним потребителем).
Изготовление изделий из готовых деталей с применением электричества (фары, звонок и
др.).
4. Начальные основы конструирования из наборов готовых деталей. Элементы
простейших машин, механизмов, сборочных единиц, деталей. Простейшие конструктивные
элементы детали (выступ, выем, отверстие), их назначение и графическое изображение на
видимой и невидимой частях объекта. Первоначальные понятия о машинах и механизмах.
Различие между ними. Основные элементы механизмов и их взаимодействие.
Первоначальные понятия о стандарте и стандартных деталях (на примере набора
конструктора). Различные способы соединения деталей. Разъемные и неразъемные
соединения. Правила и приемы монтажа изделий из наборов конструктора.
Практическая

работа.

Сборка моделей машин, механизмов

и

других

технических устройств и сооружений из наборов готовых деталей (по собственному
замыслу)

с

попыткой

самостоятельного

планирования

предстоящих

действий.

Дополнение моделей, собранных из готовых деталей, самодельными элементами
(например, картонным кузовом). Изготовление простейших электрифицированных
моделей и игрушек.

16
5. Соединение готовых деталей путем опоры друг на друга. Экскурсия по
ознакомлению с техническими объектами, устройствами, приспособлениями (подъемный
кран, лебедка, лестница и др.) и архитектурными сооружениями, постройками (мост,
колодец и др.). Анализ конструкций, отдельных частей, роль опоры и необходимые
условия для этого. Правила безопасной работы. Элементы предварительного планирования
предстоящей работы с попыткой отбора нужного количества деталей разного назначения
для постройки конкретного объекта.
Практическая

р а б о т а . Создание макетов технических объектов, устройств,

архитектурных сооружений и других различных построек из наборов готовых деревянных
или пластмассовых деталей типа «Строитель», где детали между собой соединяются
путем складывания и опоры друг на друга (например, такие наборы, как кубики,
«Строитель», «Пристань», «Космодром» и др.).
Работа

с

набором

по

образцу,

по

техническому

рисунку

и

собственному замыслу. Игры и соревнования.
6. Сборка макетов и моделей из наборов готовых деталей при помощи выступов и
выемов.
Экскурсия на стройку, улицы города и села, производство, в мебельный магазин, на
птицефабрику и т. д. по ознакомлению с техническими объектами, устройствами и
приспособлениями; элементарные сведения о конструкции технических объектов и их
частей, а также об архитектурных сооружениях и постройках (подъемный кран, бульдозер,
лебедка, лестница, мост, башня и др.). Ознакомление с различными видами соединений.
Соединение из готовых деталей при помощи штырей и отверстий соответствующей формы.
Основной принцип такой сборки (наложение одной детали на другую так, чтобы штырь
вошел в отверстие). Соединение двух состыкованных деталей при помощи третьей
наложенной сверху или снизу и т. д. Соединение при помощи шипов, выемов, щелей,
отверстий, соединительных муфт и других соединительных деталей. Правила безопасной
работы.
Практическая

работа.

Создание макетов и моделей технических объектов,

архитектурных сооружений и игрушек из наборов готовых деталей (деревянных и
пластмассовых) типа «Строитель», штыревой конструктор, конструктор «Космос» и др.
Изготовление таких объектов, как дома, мосты, краны, мельницы, тракторы, транспортные
машины, тягач с ракетой, орбитальная станция, космический комплекс «Луна — Земля» и
др. Игры и соревнования с моделями.
7. Изготовление моделей из готовых наборов для электромонтажных работ и
электромеханических конструкторов.

Понятие об электрическом токе и электрической

17
цепи (источники потребитель электрического тока, соединенные между собой оводами).
Правила составления электрических цепей. Понятие проводниках и изоляторах, способы
их соединения. Выключатели, переключатели, их назначение. Применение лампочек для
карманного фонаря. Способы изготовления простейших патронов для лампочек и
выключателей. Условные обозначения электрической цепи. Составление и чтение схем
электрической цепи. Безопасность работы.
Практическая

работа.

Изготовление

простейших

действующих

электрифицированных моделей, машин, механизмов и технических устройств из наборов
для

электромонтажных

работ

и

конструкторов

«Юный

электрик»,

«Электрик»,

«Электромеханический конструктор» № 1, 2 и др. (насос, ветряной двигатель,
сверлильный станок, подъемный кран, радиолокатор, роторный экскаватор и др.)Изготовление электрифицированных игрушек с приводом и дистанционным управлением.
Составление простейших радиосхем из наборов «Электронные кубики». Игры и
соревнования с моделями. Экскурсии в школьные мастерские, учебно-производственные
комбинаты, станции юных техников, предприятия легкой промышленности, строительные
площадки, базы «Сельхозтехники», ремонтные мастерские и т. д.
8. Заключительная часть. Подведение итогов работы за год.

18
Тематический план четвертого года обучения.
№

1
2
3
4

5
6
7

8

Тема

Количество часов

Вводное занятие
Изготовление модели судов
Изготовление модели вертолета
Сборка
макетов
и
моделей
технических объектов при помощи
крепежных
деталей.
Игры
и
соревнования
Сборка макетов и моделей из
наборов готовых деталей путем
склеивания
Сборка макетов и моделей из
полуфабрикатов
различных
материалов
Изготовление моделей из готовых
наборов для электромонтажных
работ
и
электромеханических
конструкторов.
Игры
и
соревнования.
Заключительная часть
итог

всего

теория

практика

2
30
30
22

2
2
2
2

28
28
20

32

2

30

28

2

26

18

2

16

2
162

2
16

146

Содержание четвертого года обучения
1. Вводное занятие. Инструменты и материалы. Ознакомление учащихся с
правилами техники безопасности и пожарной безопасности, порядка и плана работы
кружка. Ознакомление с планом кружка.
2. Изготовление модели судов. Подбор материалов. Плотная чертежная бумага,
синтетический клей, краски и резиномотор.
Практическая

часть.

Изготовленные

детали

приклеить

согласно

техническим

характеристикам, указанным в правилах. Расчет профиля данной категории модели.
3. Изготовление модели вертолета. Общее понятие о материалах, используемых
при работе. Краткий исторический очерк. Необходимые навыки и знания для работы по
изготовлению и запуску несложных летающих моделей. Правила работы в кружке.
Практическая часть. Технология изготовления их отдельных частей. Вычерчивание
рабочих чертежей в натуральную величину.
4. Сборка макетов и моделей технических объектов при помощи крепежных деталей.
Название и назначение инструментов и деталей в наборах. фавила и приемы пользования

19
монтажным инструментом (отвертка, гаечный ключ) при монтаже и демонтаже.
Закрепление

понятий

о

стандарте и стандартных деталях (на

примере набора

«Конструктор»). Первоначальные понятия об унифицированных деталях (рациональное
сокращение числа типов деталей одного назначения). Виды и типы деталей (крепежные
детали вращения, прокатные профили и др.). Названия и назначение входящих в наборы
деталей. Способы и приемы соединения деталей (монтаж, демонтаж). Виды соединений
(подвижные, неподвижные). Правила безопасной работы с монтажным инструментом.
Элементы предварительного планирования с попыткой отбора нужного количества
деталей разного назначения для создания данного объекта. Машина, механизм, сборочная
единица, деталь. Работа по образцу, по техническому рисунку, словесному описанию и
собственному замыслу. Установка подвижных колес. Установка резиномоторов и
электродвигателей. Освещение на моделях.
Практическая

работа.

Изготовление

транспортных,

сельскохозяйственных,

строительно-дорожных машин различных устройств и
приспособлений из пластмассовых и металлических наборов готовых деталей — таких,
как «Конструктор-механик» № 1, 2, 3, «Юность» № 1 , 2 , 3, «Металлический
конструктор» № 1 , 2 , 3, «Конструктор» № 4, 5, 6, «Школьник», «Строительно-дорожные
машины», «Сельскохозяйственные машины», «Автоконструктор» и др.
5. Сборка макетов и моделей из наборов готовых деталей путем склеивания.
Экскурсия на производство, стройплощадки, в мастерские и т. д. для ознакомления
школьников

с

содержанием

труда

взрослых,

с

производственной

техникой,

технологическими процессами. Склеивание — неразъемное соединение. Способы и приемы
сборки макетов и моделей путем склеивания. Зачистка швов. Виды художественного
оформления. Маркировка. Безопасность работы.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а . Работа с наборами готовых деталей из пластмассы.
Изготовление макетов и моделей (путем склеивания готовых деталей) технических
объектов и игрушек по чертежам и техническим рисункам (танки, самолеты и вертолеты
различных видов, лодки, яхты, пароходы, орбитальные станции, лунная станция,
космический корабль,
заправщик топлива и др.)
6. Сборка макетов и моделей из полуфабрикатов различных материалов
Углубление знаний о свойствах различных материалов и их использование. Природные и
искусственные материалы. Материалы-изоляторы, материалы-проводники. Расширение
знаний о рабочих инструментах и приспособлениях в быту и на производстве: об основных
ручных инструментах в сравнении с аналогичными по назначению машинами (молоток —

20
электрический молот, дрель — сверлильный станок, напильники —токарный и
шлифовальный станки и т. д.). Профессии людей, работающих этими инструментами (на
этих машинах). Первоначальные понятия о машинах-двигателях в машинах-орудиях и их
назначении. Машины-двигатели, использующие энергию воды, ветра, топлива, солнца, а
также

электрическую

энергию.

Машины-орудия

(обрабатывающие,

транспортные,

грузоподъемные и т. п.). Основные механизмы машины: двигатели передающий и
исполняющий. Их назначение и взаимодействие. Углубление понятий о технологических
процессах в быту и на производстве. Способы разметки, изготовления выкроек, разверток
(простой формы), шаблонов и приемы работы с ними. Беседы о безопасной работе.
Планирование предстоящих действий.
Практическая

работа.

Разбор и чтение технических рисунков, простейших

чертежей, схем и спецификаций, которые приложены к наборам «Посылка». Изготовление
моделей различных видов самолетов, морских и речных судов, яхт, лодок, автомобилей и
др. Игры и соревнования с моделями.
7. Заключительная часть. Подведение итогов работы за год.

21
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Теоретическая работа с детьми строится на основе кратких бесед и пояснений по
ходу процесса обучения. Чтобы интерес к теоретическим знаниям был устойчивым и
глубоким, необходимо развивать его постепенно, излагая теорию по мере необходимости
применения ее на практике. Поэтому все занятия имеют практически-теоретическую
направленность с преобладанием практической части. Процесс обучения представляет
собой практическую работу по построению моделей. В программу включены экскурсии в
учреждения и музеи. Соревнования являются неотъемлемой частью учебного процесса.
Спортивные результаты не являются целью деятельности и должны рассматриваться как
побочный её продукт, поэтому спортивные задачи перед объединением в целом и
отдельными обучающимися не ставятся.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
- анализ работ детей,
- участие и достижения в конкурсах, соревнованиях и выставках районного,
республиканского, российского уровней,
- участие в научно-исследовательских конференциях;
- изготовление моделей.
Содержание программы реализуется на основе следующих технологий
- коммуникативная;
- технология проектного обучения;
- личностно - ориентированный подход;
- технология работы с разновозрастной группой.
Условия реализации программы
Для успешной реализации образовательной программы

«Начальное техническое

моделирование» необходимо следующее:
 Учебный кабинет, оборудованный необходимыми станками и приспособлениями
для работы;
 Материалы и инструменты для изготовления моделей;
 Полигон для проведения соревнования и тренировочных запусков моделей;
 Научно-техническая литература.

22
Требования к учебному кабинету в соответствии
с СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 N 41
Размер кабинета должен быть рассчитан не менее 4,8 кв.м. на 1 ребенка.

В

кабинете применяется комбинированное освещение в соответствии с гигиеническими
требованиями к естественному, искусственному и совмещенному освещению. В
помещении при организации общего искусственного освещения обеспечиваются уровни
освещенности люминесцентными лампами - 300 - 500 лк. Температура воздуха – 17 - 20
°C. Мебель должна быть стандартная. Так как во время занятий выполняются
электротехнические и монтажно-сборочные работы, то помещение может оборудоваться
ученическими столами и стульями или комбинированными верстаками в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в
общеобразовательных организациях. Кабинет оборудован ПК и проектором для показа
демонстрационных материалов. Согласно СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 N 41
условия

проведения

занятий

техническим

творчеством

должны

соответствовать

санитарно-эпидемиологическим требованиям к безопасности условий труда работников,
не достигших 18-летнего возраста.
Оборудование и инструменты
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Наименование
Линейки металлические 1000 мм
Напильники для обработки пластмасс и древесины 4 видов по 1 напильнику
Напильники для обработки металлов
Готовальня для надфилей 6 видов
Молотки весом 50 г
Молотки весом 200 г
Вилки для лобзиков
Лобзики для выпиливания
Кусачки
Плоскогубцы монтажные
Ножницы для бумаги
Настольные стуловые микротиски
Ножницы по металлу
Отвертки разные по размерам, плоские и крестовые
Штангенциркули ЩЦ-1
Угольник слесарный 50х40
Сверла цилиндрические от 2 до 5 мм
Тюбики с клеем БФ-2, момент, лактайт, и др.
Комплекты шаблонов нервюр
Паяльник на 42В – на специальной подставке

23
Литература
Список литературы для педагога
1. Журавлева А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование:
2. Пособие для учителей начальных классов по внеклассной работе. - М.:
Просвещение. 1982
3. Кузнецов В.П., Рожнев А.Я. Методика трудового обучения.-М.: Просвещение, 1981
4. Трудовое обучение для 6 класса. - М.: Просвещение, 1989.
5. Трудовое обучение для 4 класса. - М.: Просвещение, 1988.
6. Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги. - М.: Просвещение, 1983
7. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов - М.: Просвещение, 1985
8. Щеблыкин И.К., Романина В.И. Аппликационные работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1983
Список литературы для детей и родителей
1. Журналы «Левша», «Моделист-конструктор» 2001-2007 г.г.
2. Данкевич Е., Поляков В. Выпиливаем из фанеры.- СПб.: Кристалл, 1998.
3. Ермаков А. М. Простейшие авиамодели. - М., 1989.
4. Заворотов В. А. От идеи до модели. - М.: Просвещение, 1988.
5. Костенко В. И. Мир моделей. - М.: ДОСААФ,1989.
6. Лубковская К. Сделаем это сами. - М.: Просвещение, 1983.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 27.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 84113242398

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».