Содержание 1. Информационная справка 1.1. Общие сведения 1.2. Нормативно-правовые документы 2. Анализ образовательной деятельности 3. Характеристика социального заказа на образовательные услуги и его влияние на образовательную деятельность Центра. 4. Цели и задачи Центра научно-технического творчества учащихся 5. Учебный план 5.1. Пояснительная записка 5.2. Сетка часов учебного плана 5.3. Программно-методическое обеспечение учебного плана 5.4. Содержание дополнительных образовательных программ по годам обучения 6. Образовательная деятельность 7. Создание условий для достижения цели и задач программы 7.1. Кадровое обеспечение 7.1.1. Характеристика педагогических кадров 7.1.2. Работа по повышению профессиональной компетентности педагогов 7.1.3. Работа по повышению квалификации педагогических кадров 7.1.4. Аттестация педагогических кадров 7.2. Направления деятельности педагогического коллектива 7.2.1. Организационно-педагогическая деятельность 7.2.2. Работа по духовно-нравственному развитию учащихся 7.2.3. Работа с родителями и общественностью 7.2.4. Организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 7.2.5. Внутренний контроль 7.3. Учебно-материальная база Образовательная программа муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр научно-технического творчества учащихся» отражает специфику учреждения, интересы детей, их родителей в развитии творческой деятельности и направленность интересов педагогов, разрабатывающих образовательные программы. 1. Информационная справка 1.1. Общие сведения Центр научно-технического творчества учащихся – это муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей, осуществляющее дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы технической направленности (научно-технического и спортивно-технического творчества). Центр является единственным, предлагающим дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы технической направленности. Центр расположен в исторической части города, занимает старинное здание. Имеет 5 учебных кабинетов, актовый зал, отдельно расположенную столярную мастерскую и отдельное помещение для станков с ЧПУ. Для учебных занятий в кабинетах имеются инструменты и оборудование, 10 комплектов по робототехнике, модульные станки «UNIMAT 1 - BASIC» и станки для обработки дерева и с ЧПУ. Компьютерную технику представляют 6 компьютеров, 5 ноутбука, 1 проектор, 3 принтера, 1 сканер, 3D комплект (сканер и принтер) – 2, ксерокс. Педагогические кадры (7) составляют директор, заместитель директора (прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности руководителя), 5 педагога дополнительного образования. Из них имеют высшее образование- 6, среднее профессиональное – 1, высшую категорию УПД – 5, первую категорию – 1, СЗД – 1. Всего педагогических работников Образование: - высшее - среднее профессиональное Категория (УПД) - высшая - первая - соответствие занимаемой должности Звания: - Почетный работник общего образования РФ - Отличник народного просвещения РФ - Отличник образования РС (Я) - Надежда Якутии Количество 7 % 100 6 1 85,7 14,2 5 1 1 71,4 14,2 14,2 1 1 2 2 14,2 14,2 28,5 28,5 Педагогический стаж: - от 5 до 10 лет - от 10 до 20 лет - свыше 20 лет Возраст: - от 25 до 30 лет - от 30 до 50 лет - свыше 50 лет - пенсионеры - мужчины средний – 18 1 4 2 14,2 57,1 28,5 1 4 2 2 6 14,2 57,1 28,5 28,5 85,7 средний – 40,25 Контингент обучающихся составляют учащиеся МБОУ «Вилюйская СОШ №1 им. Г.И. Чиряева», МБОУ «Вилюйская СОШ №2 им. Г.С. Донского», МБОУ «Вилюйская СОШ №3 им. Н.С. Степанова», МБОУ «Вилюйская гимназия им. И.Л. Кондакова», МБОУ «Вилюйская НОШ №1» и МБОУ «Мастахская СОШ им. А.А. Миронова». 1.2. Нормативно-правовые документы Условия организации образовательного процесса в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр научно- технического творчества учащихся» МР «Вилюйский улус (район)» регулируют следующие документы: - Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ); - Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 № 52831); - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций дополнительного образования детей. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014г. №41; - Договор о взаимоотношениях с учредителем (2009 г.); - Конституция Российской Федерации; - Устав МБУ ДО «ЦНТТУ», утвержденный Постановлением Главы МР «Вилюйский улус (район)» за № 248 от 03.08.2015 г.; - Программа развития МБУ ДО «ЦНТТУ» на 2019 – 2023 гг. 2. Анализ образовательной деятельности Для достижения основной цели – обучение и воспитание личности, ориентирующей- ся в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию коллектив МБУ ДО «ЦНТТУ» за 2020 – 2021 учебный год работал над выполнением следующих образовательных и воспитательных задач: - углубить знания, расширить умения и навыки использования современных педагогических технологий в области дополнительного образования детей научно-технической направленности; - совершенствовать координирующую, информационно-организационную, программнометодическую функции поддержки развития технического творчества; -развивать жизненно важные компетенции, обеспечивающие успешное вхождение во взрослую жизнь, навыки и потребности в общественно-полезной деятельности; -сформировать компетенции в области использования механизмов частно- государственного партнерства для реализации сетевых и межведомственных взаимодействий с целью активизации профильного обучения и профессиональной ориентации обучающихся; -развивать общественно-государственное управление, обеспечить эффективность участия общественности в управлении Учреждением путем создания управляющих и других советов. Деятельность учащихся осуществляется в объединениях по интересам - одновозрастные и разновозрастные группы. В течение последних лет наблюдается устойчивая тенденция к росту внутренней мотивации учащихся (личностное, познавательное, ориентированное на собственное развитие в процессе обучения). Для решения основных задач дополнительного образования, заложенных в нормативных документах, учитывая интересы учащихся Центра, в 2020-2021 учебном году на начало учебного года были открыты учебные группы, в которых занималось по муниципальному заданию 340 учащихся. Контингент учащихся – дети школьного возраста. Целью деятельности Учреждения является развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Основные задачи учреждения: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга; удовлетворение потребности детей в занятиях дополнительным образованием. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы: В 2020-2021 учебном году в Центре проводились занятия по технической направленности по следующим дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам по научно-техническому творчеству: «Начальное техническое моделирование» (рук. Габышев П.П.) «Автоконструирование» (рук. Федоров М.И.) «Конструирование и моделирование (КиМ)» (рук. Федоров М.И.) «Робототехника» (рук. Иванов И.И.) «Юный техник» (рук. Иванов А.А.) «Лазерные технологии» (рук. Иванов А.А.) «Конструирование и моделирование из дерева» (рук. Охлопков П.П.) «Юный моделист и конструктор (ЮМиК)» (рук. Иванов И.И.) «Азбука информатики» (рук. Никифоров А.Н.) «3D моделирование» (рук. А.Н. Никифоров) по техническим видам спорта: «Авиамоделирование» (рук. Иванов А.А.) «Судомоделирование» (рук. Яковлев И.А.) «Ракетомоделирование» (рук. Яковлев И.А.) «Автомоделирование» (рук. Габышев П.П.) В объединениях Центра занимаются учащиеся всех общеобразовательных школ города Вилюйска: МБОУ «Вилюйская СОШ №1 им. Г.И. Чиряева», МБОУ «Вилюйская СОШ №2 им. Г.С. Донского», МБОУ «Вилюйская СОШ №3 им. Н.С. Степанова», МБОУ «Вилюйская начальная школа №1», МБОУ «Вилюйская гимназия им. И.Л. Кондакова», а также обучаются воспитанники Вилюйского детского дома, Центра социальной реабилитации «Кэнчээри». Характеристика социального заказа на образовательные услуги и его влияние на образовательную деятельность учреждения Количество учащихся по муниципальному заданию составляет 260. К началу учебного 2020 – 2021 года в ЦНТТУ количество детей составляет 340 ребенка. В мае месяце 2021 года охват составил 3340. Спада нет. Из мониторинга социального заказа родителей видно, что спрос повысился на виды технического творчества как ракетомоделирование, авиамоделирование, автомоделирование, начальное техническое моделирование. Огромный интерес вызывает лазерная резка и станки с ЧПУ и занятия, включающие тренировки на радиоуправляемых моделях (авто, авиа, судо, авиасимулятор и т.д.). Больше всего желающих из родителей младших школьников. 3. Цель и задачи Центра научно-технического творчества учащихся Целью деятельности Центра научно-технического творчества учащихся, как учреждения дополнительного образования детей, является обучение и воспитание личности, ориентирующейся в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Задачи: - создание равных стартовых возможностей развития личности ребенка, способствовать выбору его индивидуального образовательного пути; - вхождение в сетевое взаимодействие образовательных учреждений по организации профильного обучения; - создание гуманистической социально-педагогической среды, способствующей разностороннему личностному развитию каждого ребенка, путей его самоопределения; - совершенствование координирующей, информационно-организационной, программно-методической функции поддержки развития технического творчества. Миссия Центра: По отношению к обучающимся и педагогам – в предоставлении каждому сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формировании потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, способности к социальной адаптации. По отношению к родителям – вовлечению их в совместную деятельность. По отношению к социуму – в повышении культуры, выполнении социального заказа. Миссия Центра осуществляется через ряд направлений деятельности: - организацию образовательной деятельности, - развитие социального партнерства и вовлечение родителей в совместную деятельность, - организацию организационно-массовой деятельности, - развитие социально-полезной деятельности обучающихся, - организацию научно-методического обеспечения объединений технического творчества в улусе, - развитие материально-технической базы Центра, - развитие системы управления учреждением. 4. Учебный план 4.1. Пояснительная записка Основными принципами педагогической деятельности является: - принцип добровольности выбора ребенком предмета (вида) деятельности, педагога и объединения по интересам; - принцип педагогики сотрудничества – особые взаимоотношения ребенка и педагога- сотрудничество, сотворчество; - принцип гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса направлен на принятие ребенка как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие и самоопределение; - принцип компенсации предполагает освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоциональный значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования. Центр осуществляет дополнительные общеобразовательные общеобразовательные программы (ДООП) технической направленности. ДООП технического моделирования и конструирования, которые представлены в учебном плане Центра, способствуют расширению политехнического кругозора детей, развития конструкторских способностей, формированию умений и навыков работы с различными инструментами, проектированию моделей и конструкций разного функционального назначения. Теоретические знания обучающихся в области физики, математики, черчения получают практическое применение в творческой деятельности по созданию технических изделий. Обучающиеся вовлекаются в процесс трудовой деятельности, близкой по характеру и содержанию труду взрослых, что позволяет получить удовлетворение результатами своей работы. Образовательный план строится по преемственным ступеням разного уровня Структура образовательных программ строится по примерной схеме: 1 год обучения – базовый курс, уровень обучающий. Создание условий для развития интереса к творческой деятельности. 2 и 3 годы обучения – основной курс, уровень репродуктивный. Развитие основных знаний, умений, сотрудничество в творческом процессе. 4 год обучения – спецкурс, уровень творческий. Творчество, потребность в творческом восприятии мира. Учебный план МБУ ДО «ЦНТТУ» на 2021-2022 учебный год составлен на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства Просвещения России от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 № 52831), санитарноэпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14 от 4.07.214 г. №41) и нормативов бюджетного финансирования, дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по технической направленности. Составлен с учетом максимально допустимой нагрузки для учащихся. Отражает основные показатели учебного плана: - направления; - названия программ; - количество часов, отводимых на реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Годовой учебный план регламентируется расписанием занятий, дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами. ЦНТТУ как субъект системы дополнительного образования РФ, осуществляет непрерывный образовательный процесс, включая каникулярное время. Комплектование учебных групп осуществляется ежегодно с 30 августа по 15 сентября, в отдельных случаях до конца октября месяца текущего года (прием заявок на текущий учебный год на сайте Навигатор дополнительного образования принимаются с 01 сентября по 30 октября 2021 года). В объединения второго и последующих лет обучения могут быть зачислены учащиеся, не занимавшиеся в группе первого года обучения, но успешно прошедшие собеседование. Детям предоставляются возможности сочетать различные направления и формы занятий, допускается переход учащихся из одной группы в другую. Продолжительность занятий: занятия проводятся по 2 академических часа с перерывом каждые 45 минут для отдыха и проветривания. Длительность перерыва – 10 минут. Начало занятий должно быть не ранее 8.30 ч, а их окончание – не позднее 20.00 ч. Занятия детей могут проводиться в любой день недели, включая воскресные и каникулы. 4.2. Сетка часов учебного плана Название программы ФИО руководителя (педагога) ста вки Количество часов в неделю по годам обучения 1 2 3 4 Количество обучающихся по годам обучения 1 2 3 5 18 5 5 18 6 5 10 8 10 10 8 4 Всего обучающихся Нагрузка в неделю № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Авиа ЮТ ЛТ Судо Ракета НТМ Авто КиМ Автоконс МиКиВ ЮМиК Робот Азбука ин 3-D итого Иванов А.А. 1,5 Яковлев И.А. Габышев П.П. Федоров М.И. Уаров К.А. Иванов И.И. Томский В.В. 1,5 1,5 1,5 0,5 1,0 0,5 4,5 4,5 4,5 4,5 4,5 4,5 27 4,5 4,5 4,5 4,5 4,5 4,5 4,5 4,5 36 4,5 4,5 4,5 4,5 4,5 4,5 4,5 4,5 4,5 4,5 4,5 49,5 4,5 4,5 4,5 4,5 4,5 4,5 4,5 31,5 9 9 9 9 18 18 9 18 9 9 9 9 4.5 4.5 144 11 20 10 8 9 11 12 12 10 10 9 10 10 10 79 101 13 7 6 11 11 10 90 48 10 36 11 18 38 42 21 41 20 21 20 20 10 10 318 4.3. Программно-методическое обеспечение учебного плана Всего в ЦНТТУ дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ реализуется по технической направленности, охватывая разные возрастные категории (с 7 лет до 18 лет). Анализируя программы, можно сделать вывод, что все программы оформлены и сделаны по единой структуре: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы, методическое обеспечение программы, список литературы и приложения. В каждой программе определены срок обучения, этапы обучения, образовательные результаты. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы рассчитаны на 3 и на 4 года обучения. Содержание образовательных программ по годам обучения Направленность: техническая. № Название предмета, курса Первый год обучения Авиамоделирование 1 Бумажные летающие 162 модели 2 Модели планеров, самолетов. 3 Кордовые модели самолетов. Соревнования 4 Автомоделирование 1 Автомодели из бумаги, 162 картона. Трассовые модели 2 Основы конструирования автомоделей, их устройство 3 Проектирование и конструирование автомо4 делей Судомоделирование 1 Простейшие модели 162 судов 2 Винтомоторные, радиоуправляемые модели судов. 3 Проектирование и конструирование судомо4 делей Начальное техническое моделирование 1 Конструирование из 162 плоских деталей, конструирование из объемных деталей 2 Графическая подготовка в НТМ. Двигатели на моделях. Автоматика на моделях 3 Первоначальные понятия о конструкторскотехнологической деятельности. Начальные основы конструирования из наборов готовых деталей. 4 Изготовление моделей из готовых наборов для электромонтажных ра- Второй год обучения Третий год обучения Четвертый год обучения 162 162 162 162 162 162 162 162 162 162 162 162 бот и электромеханических конструкторов. Игры и соревнования. Ракетомоделирование 1 Простейшие модели ракет. Воздушный шар. Модели планеров 2 Одноступенчатая модель ракеты. Парашюты для моделей ракет. Реактивные двигатели. 3 Методика расчета максимальной и оптимальной высоты полета ракет категорий S -1 и S-2. особенности конструкций. Материалы. Запуски моделей ракет. 4 Методика определения соотношений для получения максимальной высоты полета. Конструктивные решения для многодвигательных нижних ступеней. Материалы, применяемые для высотных моделей ракет. Практическая часть. Изготовление высотных моделей ракет различных схем. Запуски моделей ракет, замеры высоты полета, получение данных для проверки расчетных параметров. Юный техник 1 Конструирование простых моделей. 2 Графическая подготовка. 3 Конструирование автомеханизированных оборудований, машин. Юный моделист и конструктор 1 - Распределение труда по операциям; - читать схемы - конструирование и моделирование из двухмерных геометрических форм (квадрат, 162 162 162 162 162 162 162 162 круг, прямоугольник, треугольник); - конструирование и моделирование из бумаги, картона, различного бросового материала; - сочетание различных материалы для реализации творческого замысла. 2 Самостоятельный подбор материалов для изготовления отдельных частей изделия; - монтаж и сборка изделия по схеме или чертежу; - свободное овладение научно-технической терминологией в рамках курса; - овладение основами дизайна в моделировании и конструировании; - чтение схемы - конструирование модели и объекты из различного материала, умение сочетать взаимное расположение частей и модулей изделия между собой 3 - Изготовление развертки отдельных частей модели; - самостоятельная сборка модели по готовому чертежу, лекала и шаблонов; - моделирование изделия с использованием качественно различных элементов, объединенных в одной композиции; - сборка простой электрической цепи; - сборка в композицию несколько объектов (изделий), объединив их в единое целое Конструирование и моделирование 162 162 1 2 Овладение базовыми знаниями о конструировании и моделировании. - овладение навыками работы с инструментами, электрооборудованием. - умение изготавливать различные модели от простых до сложных – бумажные, воздушные змеи и шары - овладение знаниями об основах конструирования и моделировании. - овладение навыками работы с режущими инструментами, электрооборудованием. - умение изготавливать различные модели от простых до сложных – бумажные, пластиковые самолеты; кордовые модели; свободнолетающие модели. 3 - овладение знаниями практически обо всех терминах и инструментах которыми пользуются в конструирования и моделировании. - овладение навыками работы с инструментами как токарный станок, и электрооборудованиями - умение изготавливать различные сувениры из древесины и крылатого металла. 4 - овладение знаниями всеми основами и терминами конструирования и моделирования. - овладение навыками работы инструментами различной сложности, 162 162 162 162 электрооборудованием, пиломатериалами. - умение изготавливать сложнейшие копии модели техники в масштабе 1:10, 1:12 из карбоната и древесины и др. материалов. Моделирование и конструирование из дерева 1 Выпиливание лобзи162 ком. Художественное выжигание 2 Резьба по дереву: столярные соединения, геометрическая резьба. Изготовление минимоделей. 3 Резьба по дереву: контурная резьба, интарсия, основы композиции 4 Резьба по дереву: плоскорельефная резьба, накладная резьба. Экономика и организация производства Автоконструирование 1 Автомодели из бумаги, 162 картона. Трассовые модели 2 Основы конструирования автомоделей, их устройство 3 Проектирование и конструирование автомо4 делей Лазерные технологии 1 Техника безопасности 162 поведения в мастерской и при работе с лазерным комплексом. Инструктаж по санитарии. Введение в компьютерную графику. Компактная панель и типы инструментальных кнопок. Создание пользовательских панелей инструментов. Простейшие построения. Про- 162 162 162 162 162 162 стейшие команды в CorelDRAW Graphics Suite. 2 Техника гравировки двухслойного пластика. Технология векторной резки пластика. Резка латуни. Технология гравировки по латуни. Изучение глубины фокуса, диаметр фокусного пятна, виды материалов линз. Пояснительная записка. Схема проекта. Сведения. Робототехника 1 Понятие о материалах и инструментах. Ознакомление учащихся с правилами техники безопасности и пожарной безопасности, Инструменты приспособления, применяемые в кружке. Организация рабочего места, правила работы с мелкими деталями. Способу изготовления отдельных деталей и способы сборки деталей. Первоначальные конструкторскотехнологические понятия. Элементарные понятия о работе конструкторов Lego. Общее представление о процессе создания робота. Обзор основных деталей. Практическая часть. Изготовление своего робота на свободную тему, техника, живые существа, растения. Конструирование из крупных деталей. Практическая работа. Сборка робота более в масштабном размере способного передвигаться с помощью сете- 162 162 вых кабелей. Основные этапы создания робота: от проекта до реализации. Проектирование, конструирование, программирование, отладка, описание конструкции. Знакомство с редактором описания конструкций MindStorm. Командное отборочное соревнование. Создание описания робота-победителя на сайте Mindstorm. Присвоение звания «полковник робототехники». 3 Изучение основных приемов программирования роботов. Проектирование алгоритмов поиска трассы и движения по трассе. Основные этапы создания робота: от проекта до реализации. Проектирование, конструирование, программирование, отладка, описание конструкции. Знакомство с редактором описания конструкций MindStorm. Азбука информатики 1 Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Что умеет делать компьютер? Из чего состоит компьютер? Понятие и назначение курсора. Управление мышью. Клавиатура. Выделение существенных признаков предмета. Выделение существенных признаков группы предметов: общее и особенное. Выявление закономерностей в расположении предметов. Понятие множества. Вложен2 162 162 162 ность и пересечение множеств. 2 Что такое информация? Виды информации. Способы передачи и получения информации. Свойства информации. Передача информации. Хранение и обработка информации. Кодирование и декодирование информации. Понятие алгоритма и исполнителя. Примеры алгоритмов. Алгоритмы в математике и русском языке. Способы записи алгоритмов. Работа в алгоритмической среде. 3D-моделирование 1 Виртуальность как 2 3 способ изучения реального мира. Инструктаж по технике безопасности при работе. Понятие информации и ее свойства. Технология сбора, хранения, передачи, обработки и представления данных. Интерфейс Blender. Перемещение и изменение объектов в Blender. Моделирование лица персонажа в Blender Game Engine. Моделирование рук и ног персонажа, соединение их с туловищем. Разработка игры в Blender Game Engine. Устройство 3D-ручки и техника безопасности при работе с ней. 3D-сканер. 3Dпринтер. 3D-печать в Blender. Творческий проект от идеи до 3D- 162 162 162 162 печати Обучение учащихся производится в разновозрастных группах, при наборе учащихся в первый год обучения – 10-12 детей, во второй год – 8-10, в третий и четвертый годы обучения 7-10 учащихся. Особенностью методики кружковых работ в объединениях Центра является широкое использование практических лабораторных работ, так как приобретение общетехнических и специальных знаний по основам наук должно идти параллельно с включением обучающихся в творческую деятельность. Для определения результативности освоения программы используются такие формы, как творческая книжка обучающегося, тестовые задания, анкеты, участие на соревнованиях, выставках технического творчества, конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах. 5. Образовательная деятельность Организация образовательной деятельности осуществляется через реализацию дополнительных образовательных программ по техническому творчеству, проектов и программ. Центр предлагает учащимся г. Вилюйска следующие дополнительные образовательные программы технического направленности: 1. «Начальное техническое моделирование» для дошкольников и учащихся начальных классов. 2. «Авиамоделирование» для учащихся 13 – 17 лет, срок освоения 4 года. 3. «Судомоделирование» для учащихся 12 – 16 лет, срок – 4 года 4. «Ракетомоделирование» для учащихся 13 – 17 лет, срок – 4 года 5. «Автомоделирование» для учащихся 13 – 17 лет, срок – 4 года 6. «Юный техник» для учащихся 12 – 16 лет, срок – 3 года 7. «Юный моделист и конструктор» 7 – 13 лет, срок – 3 года 8. «Конструирование и моделирование» 12 – 17 лет, срок – 4 года 9. «Моделирование и конструирование из дерева» 11 – 14 лет, срок – 4 года 10. «Автоконструирование» 12- 17 лет, срок – 4 года 11. «Лазерные технологии» 12 – 17 лет, 2 года 12. «Робототехника» 6 – 15 лет, срок – 3 года 13. «Азбука информатики» 6 – 12 лет, срок – 2 года. 14. «3Д моделирование» 11 – 17 лет, срок – 3 года В объединениях Центра занимаются обучающиеся всех общеобразовательных школ города Вилюйска: МБОУ «Вилюйская СОШ №1 им. Г.И. Чиряева», МБОУ «Вилюй- ская СОШ №2 им. Г.С. Донского», МБОУ «Вилюйская СОШ №3 им. Н.С. Степанова», МБОУ «Вилюйская начальная школа №1», МБОУ «Вилюйская гимназия им. И.Л. Кондакова», а также обучаются воспитанники Вилюйского детского дома, Центра социальной реабилитации «Кэнчээри». 7.Создание условий для достижения цели и задач 7.1.Кадровое обеспечение выполнения программы 7.1.1.Характеристика педагогических кадров В МБУ ДО «ЦНТТУ» всего работает 7 педагогических кадров. Из них с высшим образованием – 6 (85,7%) педагогов, со средним специальным образованием – 1 педагог (14,2%) Уровень профессиональной деятельности: Высшая категория – 5 педработников (71,4%); Первая категория – 1 (14,2%); Соответствие занимаемой должности – 1 (14,2%); Средний педагогический стаж составляет – 18 лет. Звания имеют 4 педработников (57,1 %). Из них: - Почетный работник общего образования РФ – 1; - Отличник народного просвещения РФ– 1; - Отличник образования РС (Я) – 2; - Надежда Якутии – 2. 7.1.2.Работа по повышению профессиональной компетентности педагогов Педагогические советы № 1 2 3 4 Дата Сентябрь Декабрь Март Май Мероприятия Педсовет «Принятие планов» Педсовет «Итоги комплексной спартакиады» Педсовет «Региональный фестиваль физиков» Педсовет «Итоги 2021-2022 учебного года» Ответственные Дорофеева С.В. Охлопков П.П. Дорофеева С.В. Охлопков П.П. Семинары Мероприятия Сроки Семинар-практикум для Октябрь ПДО по техническому творчеству. Семинар «ПОИСК: мето- Декабрь дические разработки педагогов» Уровень республикан ский Ответственные Методист Дорофеева педагоги ЦНТТУ ЦНТТУ Дорофеева С.В. С.В., Авторский семинар- Февраль практикум для ПДО по техническому творчеству. Обобщение опыта работы Март республикан ский Федоров М.И. муниципаль ный Методист Дорофеева С.В. План методических мероприятий ЦНТТУ № мероприятия 1 Разработка образовательной программы учреждения на 2021-2022 гг и учебного плана на 2021-2022 учебный год 2 Экспертиза деятельности и документального обеспечения педагогических кадров к аттестации 3 Участие в подготовке и проведении педагогических советов ОУ 4 Организация взаимного посещения занятий педагогами 5 Обобщение педагогического опыта работы Федорова М.И. 6 Обновление информационных стендов кабинетов Срок август ответственные Зам директора по УВР По аттестации педагогов Методист В теч. года Зам директора по УВР В теч. года Зам директора по К публичному отчету ОУ В теч. года методист Зам директора по УВР 7.1.3.Работа с педагогическими кадрами по повышению квалификации № Мероприятия 1 Создание банка данных педработников, прошедших обучение на курсах повышения квалификации 2 Обеспечение обучения на курсах повышения квалификации 3 Обеспечение участия педработников на дистанционных проектах с использованием Интернет ресурсов. 4 Обеспечение участия педагогов в профессиональных конкурсах Дата Октябрь Ответственный Дорофеева С.В. В течение года. В течение года В течение года Дорофеева С.В. Дорофеева С.В. Дорофеева С.В. 7.1.4.Аттестация педагогических работников № 1 2 3 4 5 Мероприятия Прием заявлений от аттестуемых и их регистрация Дата В течение года Составление списка педагогических работников, вы- Сентябрь ходящих на аттестацию в текущем учебном году 2017 Экспертиза результатов педагогической деятельно- Ноябрь сти аттестуемых педагогов Осуществление взаимодействия с НМЦ МКУ «ВУ- В течение УО» по вопросам аттестации педработников. года Организация работы по рассмотрению конфликтных В течение ситуаций, возникших в ходе аттестации педработни- года Ответственный Дорофеева С.В Дорофеева С.В. Дорофеева С.В. Дорофеева С.В. Охлопков П.П. № 6 7 8 9 10 Мероприятия ков Систематизация и обобщение результатов деятельности аттестуемого. Подготовка документации по результатам экспертизы. Оформление экспертного заключения с указанием соответствия (несоответствия) заявленной категории Ознакомление аттестуемого с экспертным заключением. Оформление представления на соответствие занимаемой должности Подведение итогов работы по аттестации педработников за год. Выступление на педагогическом совете. Дата Ответственный В течение года Дорофеева С.В. В течение года В течение года Октябрь 2017 Май 2022 Дорофеева С.В. Дорофеева С.В. Дорофеева С.В. Дорофеева С.В. 7.2. Направления деятельности педагогического коллектива 7.2.1.Организационно-педагогические мероприятия на начало учебного года № 1. Мероприятия Составление плана работы на новый учебный год Сроки до 30.08 Составление тарификации на 2021-2022 учебный год. Составление комплектования на новый 3. учебный год 2. Акт готовности ЦНТТУ к новому учебному 4. году 6. 7. 8. 9. 10. Директор Зам.по УВР Август 2021 до 01.09.2021 Внесение изменений в коллективный догодо вор 10.09.2021 Утверждение образовательных программ, до КТП педагогов. 06.09.2021 до Составление расписания занятий 05.09.2021 Составление графиков проверки: - календарно-тематических планов педагодо гов; 05.09.2021 - журналов учета посещаемости занятий. до Составление графика дежурства в ЦНТТУ 05.09.2021 5. Составление плана внутреннего контроля Ответственные Директор, Зам.по УВР, председатель профкома Директор, Зам. по УВР Директор, Зам.по УВР Зам.по УВР, председатель профкома Зам.по УВР Зам.по УВР Зам. о УВР Методист Зам. по УВР 7.2.2.Работа по духовно – нравственному развитию учащихся Содержание воспитания гарантируется использование воспитательного потенциала дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и включение уча- щихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей: - гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека; - представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей; - трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, конкурентоспособности; - экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям; - эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; - организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности. Формирование воспитывающей среды: Педагогический коллектив МБУ ДО «ЦНТТУ» гарантирует организацию жизнедеятельности детского и педагогического коллективов в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, формирование у детей знаний о своих правах и механизмах их реализации в современном социуме, атмосферу терпимости и доброжелательности, уважения к человеческой личности, взаимопомощи, сотворчества в коллективной деятельности и содействия коллектива личностному успеху каждого обучающегося. В соответствии с воспитательными целями: - формируется информационное пространство образовательного учреждения, - обеспечивается эстетика помещений, в которых осуществляется воспитательный процесс; - осуществляется обеспечение системы противодействия негативным явлениям в детской и подростковой среде; - открытый характер воспитательной системы обеспечивается: контактом с семьей, участием родителей в процессе воспитания, доступностью для родителей информации об эффективности процесса воспитания ребенка, его индивидуальных особенностях духовнонравственного становления; повышением психолого-педагогических знаний родителей; взаимодействием учреждения с другими социальными институтами окружающего социума, направленного на повышение эффективности воспитательного процесса. Одной из главных составляющих воспитательной деятельности является развитие творческого потенциала и организация досуга детей. Работа по развитию творческого потенциала и досуговой деятельности ведется не только для учащихся ЦНТТУ, но и всего города, улуса. Это различные соревнования, конкурсы, фестивали и т.д. Организацию данной работы осуществляют педагоги, ответственные за тот или иной вид технического творчества при содействии других педагогов, ответственных за проведение того или иного мероприятия. Много традиционных мероприятий. В воспитательной работе особое внимание уделяется работе с семьей. Это – тесное сотрудничество с родителями, постоянное информирование. Во исполнение ч.2 ст.14 ФЗ 120 «Об основах системы профилактики и безнадзорности несовершеннолетних», учреждение целенаправленно работает по охвату детей, находящихся в социально – опасном положении. С целью выявления условий проживания детей, педагогами в начале учебного года заполняется акт жилищно – бытовых условий проживания семьи. План мероприятий по техническому творчеству на 2021-2022 учебный год № 1 2 3 4 5 6 7 8 Срок реалиФорма деяОтветственный зации тельности республиканские Республиканский этап Декабрь 2021 Охлопков П.П., организация WorldSills (графический диИванов А.А. зайн) Соревнования по кордовым Декабрь 2021 Охлопков П.П., организация автомоделям Габышев П.П. Участие на Республиканских Февраль 2022 Охлопков П.П., участие соревнованиях по комнатИванов А.А. ным летающим моделям на Кубок МОиН РС (Я) Участие на Республиканских Февраль 2022 Охлопков П.П., участие соревнованиях по кордовым Габышев П.П. автомоделям Участие на Республиканских Февраль 2022 Охлопков П.П., участие соревнованиях по радиоФедоров М.И. управляемым автомоделям Участие на Республиканских Февраль 2022 Охлопков П.П., участие соревнованиях по Иванов А.А. виртуальному пилотажу на авиасимуляторе авиамоделям Участие на Республиканской Март 2022 Все ПДО участие выставке научнотехнического творчества учащихся «НТТУ-2022» Соревнования по ракетомо- Апрель 2022 Охлопков П.П., организация Наименование мероприятий 9 10 11 12 13 14 1 2 3 4 5 6 7 дельному спорту на Кубок Главы Вилюйского улуса Республиканский семинарпрактикум по техническому творчеству и техническим видам спорта «Организация работы кабинета по техническому творчеству в рамках национального проекта «Успех каждого ребенка» в связи с 20-летием ЦНТТУ Участие на Республиканских соревнованиях по кордовым автомоделям на Кубок МО РС (Я) Участие на Республиканских соревнованиях по ракетомодельному спорту на Кубок МОиН (Я) Участие на Республиканских соревнованиях по авиамодельному спорту на Кубок МОиН РС (Я) Участие на Республиканских соревнованиях по судомодельному спорту на Кубок МОиН РС (Я) Участие на Республиканских соревнованиях по радиоуправляемым автомоделям на Кубок МОиН РС (Я) Яковлев И.А. Май 2022 Охлопков П.П., организация Дорофеева С.В. Июнь 2022 Охлопков П.П. участие Июнь 2022 Охлопков П.П. участие Июнь 2022 Охлопков П.П. участие Июнь 2022 Охлопков П.П. участие Июнь 2022 Охлопков П.П. участие улусные Улусный этап НПК школь- Ноябрь, де- Все ПДО ников15 «Шаг в будущее- кабрь 2021 2021» Улусный этап WorldSills Ноябрь 2021 Иванов А.А., Федоров М.И. Улусные соревнования по Февраль 2022 Охлопков П.П., кордовым автомоделям 20Габышев П.П. летие Улусный дистанционный Февраль 2022 Дорофеева С.В. конкурс научноисследовательских работ по истории техники «Мир техники» 100-летие Улусные соревнования по Февраль 2022 Охлопков П.П., авиамодельному спорту Иванов А.А. Улусная выставка научно- Март 2018 Охлопков П.П., технического творчества Дорофеева С.В. учащихся «НТТУ-2022» Улусный фестиваль физиков Март 2022 Дорофеева С.В., Иванов А.А. участие организация организация организация организация организация организация чемпионата по робототехнике 8 9 10 11 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Улусные соревнования по радиоуправляемым автомоделям Улусные соревнования по ракетомодельному спорту Улусные соревнования по судомоделизму Улусные соревнования по воздушным змеям в памяти Алексеева Г.Г. Соревнования по ракетомодельному спорту класса S 3А Комнатные кордовые автомодели класса грузовые Мини-олимпиада по изготовлению комнатного минипланера Мастер-класс по изготовлению автомодели (ОРДИ) Соревнования по резиномоторному самолету Олимпиада по черчению среди педагогов Сборка сувениров из ЛЕГОконструктора (ОРДИ) Защиты проектных работ учащихся Сборка новогодних игрушек из конструктора (ОРДИ) Олимпиада по черчению среди педагогов Сборка сувениров из ЛЕГОконструктора (ОРДИ) Мини-олимпиада по работе с ручным лобзиком среди учащихся Сборка сувениров из ЛЕГОконструктора (ОРДИ) Конкурс по решению нестандартных задач среди учащихся Соревнования по бумажным самолетам (ОРДИ) Городские соревнования по комнатным авиамоделям Городские соревнования по кордовым автомоделям Робототехника (ОРДИ) Эстафета Победы Март 2022 Федоров М.И. Апрель 2022 Охлопков П.П., организация Яковлев И.А. Охлопков П.П., организация Яковлев И.А. Охлопков П.П., организация Алексеева М.М. Май 2022 Май 2022 городские Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Яковлев И.А. Габышев П.П. Октябрь 2021 Иванов А.А. Октябрь 2021 Габышев П.П. Ноябрь 2021 Иванов А.А. Ноябрь 2021 Ноябрь 2021 Охлопков П.П., Иванов А.А. Иванов А.А. Декабрь 2021 Все ПДО Декабрь 2021 Иванов И.И. Январь 2022 Январь 2022 Охлопков П.П., Иванов А.А. Федоров М.И. Февраль 2022 Федоров М.И. Февраль 2022 Яковлев И.А. Март 2022 Март 2022 Габышев П.П. Апрель 2022 Иванов А.А. Апрель 2022 Габышев П.П. Май 2022 Май 2022 Иванов А.А. Все ПДО организация организация 7.2.4. Работа с родителями и общественностью. № Содержание работы Сроки 1. День открытых дверей Сентябрь Ответственные Дорофеева .В., педагоги 2. Родительские собрания в объединениях Сбор информации для составления со3. циального паспорта МБОУ ДОД ДЦ. Заполнение актов ЖБУ 4. Новогодний праздник с родителями Анкетирование «Изучение степени удовлетворенности родительской обще5. ственности услугами, предоставляемыми МБОУ ДОД ДЦ» Совместная выставка с родителями ро6. дителей 7. Родительская конференция Праздник «Твори, выдумывай, изобре8. тай» 9. Публичный отчет Обновление сайта ДЦ 10. Октябрь Педагоги Октябрь Педагоги, Дорофеева С.В. Декабрь Педагоги апрель Март Дорофеева С.В. Педагоги Май Дорофеева С.В. Май В течение года Охлопков П.П. Охлопков П.П. 7.2.4. Организация работы по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних Содержание работы Составление списков обучающихся Обход семей, заполнение актов ЖБУ Сверка списков несовершеннолетних, состоящих на учете ПДН ОМВД РФ по ВР, КДН и ЗП Разработка индивидуально профилактических планов работы с детьми «группы риска» Родительские собрания в объединениях Организация профилактических бесед с обучающимися: По ТБ По профилактике правонарушений сотрудниками ОМВД РФ по ВР Организация профилактических бесед с родителями Беседа по выполнению ФЗ 120 с педагогами Сроки Сентябрь Октябрь Ответственные Педагоги Педагоги Октябрь Дорофеева С.В. Октябрь Педагоги По плану Педагоги По плану Ноябрь По плану Октябрь 7.2.5. Внутренний контроль Педагоги Дорофеева С.В. Педагоги Дорофеева С.В. Дорофеева С.В. № п\п Объект контроля Сроки Цель контроля Выполнение всеобуча 1 Списки Сентябрь учащихся октябрь 2 СоставлеСентябрь ние расписания 3 4 5 Охват детей, планирование работы. Сверка с учебным планом Центра, календарнотематическим планированием ПДО, образовательной программой, нормами СанПиН. Выполнение Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 41 (Охрана здоровья обучающихся) Посещае- Ежемесячно Учет присутствия учащихмость заняся на занятиях тий учащимися Санитарно- Август, май Установление соответствия гигиеничесанитарного состояния каский режим бинетов и других помещеи техника ний Центра требованиям безопаснонормативных документов. сти Режим ра- Август Определить степень готовботы Ценности Центра к новому тра учебному году. Документация 1 Журналы 2 Периодиче- Правильность оформления ски журналов Октябрь. Выполнение программ Январь Май Проверка образовательных программ, календарнотематических планов Работа с кадрами 1 Повышение Сентябрь квалификации 2 Повышение Сентябрь квалификационной категории 3 Норматив- В течение ные доку- года Ответств лицо Подведение итогов Зам. дир по Список УВР Зам. дир. Общее распипо сание Центра УВР Зам. дир по Справка УВР Зам. дир по Акт приемки УВР Директор Акт приемки Зам. дир по УВР Зам. дир по Справка УВР Зам. дир по Справка УВР Оформление заявок на кур- Методист сы повышения квалификации Степень готовности ПДО к аттестации Аттестационная комиссия Своевременное доведение Методист ПМО требований дейст- список Список план Справки менты, ревующих нормативных дошения и рекументов. Выполнение рекомендации шений педагогического сопедагогичевета в назначенный срок ских советов 4 Повышение По графику Соответствие уровня проквалификафессиональной подготовки ционной капедагога заявленной кватегории лификационной категории 5 Повышение В течение Обмен опытом, самообраквалифика- года зование ции Учебно-воспитательный процесс 1 Проверка Периодиче- Соблюдение требований и дежурства ски графика дежурства педагогов и администрации по графику Работа по духовно-нравственному развитию учащихся 1 Содержание Октябрь Проверка соответствия сопланов восдержания планов возраспитательной тным особенностям учаработы щихся. 2 Заполнение Октябрь Выявление социального актов ЖБУ уровня учащихся кружка (чуетники) 3 Организация Ноябрь Проверка эффективности каникуляр- Январь проведения мероприятий ных меро-Апрель на каникулах и их соответприятий ствие планам. Кабинеты 1 Кабинеты Август Готовность кабинетов к учебному году. Соблюдение санитарногигиенического режима. 2 Кабинеты Февраль Выявление состояния кабинетов 3 Кабинеты Периодиче- Проверка циклограммы раски боты кабинетов Экспертная План комиссия Справки Решение АК Справки Методист Зам. дир по Журнал деУВР журства Зам. дир по УВР Справка Зам. дир по УВР Зам. по УВР Список Справка Паспорт каЗам. дир по бинета УВР Директор Акт Зам. дир по Справки УВР Дежурный педагог Охрана труда и техника безопасности 1 Охрана Сентябрь Готовность Центра к ново- Директор труда и му учебному году. техника Готовность кабинетов к безопасноприему обучающихся, высти полнение требований по технике безопасности. Справка 2 Охрана Сентябрь Организация техники безо- Зам. дир по Справка труда и пасности. УВР техника безопасности Периодически 7.3. Учебно – материальная база Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр научно-технического творчества учащихся» бюджетным учреждением, имеющим самостоятельный баланс, лицевые счета в Управлении МФ РС (Я) в Вилюйском улусе. Здание приспособленное, до 1917 года постройки, есть отдельная мастерская и гараж на 1 место. По отоплению: автономная котельная ИП Иванов Н.Н., договор с Ивановым Н.Н. По электроэнергии: договор с ОАО АК «Якутскэнерго». По связи: договор с ОАО «Дальсвязь», 1 абонентская линия, интернет – ADSL – модем. Договор на экстренный вызов наряда полиции заключен с ОВО ОМВД РФ по Вилюйскому району. Установлена пожарная сигнализация. По техническому обслуживанию и надзору исправного состояния установок договор ежегодно составляется с ГБУ РС (Я) «Государственная противопожарная служба РС (Я)». На территории Центра ведется видеонаблюдение по периметру вне здания и изнутри. На предвиденный случай аварии имеется пожарный рукав. В здании Центра 5 учебных кабинетов. Имеется 1 трактор МТЗ-80 для хозяйственных нужд, мини-пилорама «Тайга - 2» (2011), 5 спортивных мотоциклов «Эндуро», Мотоцикл «ИЖ - Юпитер» - 1, мотоцикл «Восход» - 3, спортивные машины карт – 2, мопеды газовые – 2, компьютерная приставка по вождению – 1, роботы «Lego» с ноутбуками (2). Есть принтеры, сканер, музыкальный центр. Имеются станки (5), которые приобретены в виде призов за победу в республиканских выставках и соревнованиях и модульные станки «UNIMAT 1 - BASIC» (5).