ДООП Юный техник Иванов АА 22-23_compressed

Содержание
1.Пояснительная записка программы………………………………………………..
2.Цели и задачи ДООП………………………………………………………………..
3.Планируемые результаты…………………………………………………………..
4.Способы определения результатов программы…………………………………..
5.Мониторинг………………………………………………………………………….
6. Опросники…………………………………………………………………………..
7. Учебно-тематический план и содержание первого года
обучения……………………………………………………………………………….
8. Учебно-тематический план и содержание второго года обучения
…………………………………………………………………………………………..
9. Учебно-тематический план и содержание третьего года обучения
…………………………………………………………………………………………..
10. Содержание ………………………………………………………………………..
11. Методическое обеспечение ……………………………………………………….
12. Литература …………………………………………………………………………
Приложения…………………………………………………………………………….

3
4
5
6
6
8
9
11
15
17
19
21
22

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятия в объединениях технической направленности для учащихся предназначены
приобщению их к технике с учётом психофизиологических особенностей детей, привития
и формирования политехнических обобщенных знаний, умений и навыков.
Объединения технической направленности основываются на основные принципы
дидактики: последовательность, систематичность, преемственность, непрерывность,
наглядность, учёт жизненного опыта детей, принцип от простого процесса к сложному
явлению.
Отличительной особенностью технической направленности являются их обучение
в классно-урочной системе во внеклассных занятиях. Главной целью занятий являются
раннее и опережающее обучение детям правильной эксплуатации и обслуживания
техники, ознакомление с правилами техники безопасности и безопасного движения,
строгое привитие технических терминов и понятий, формирование технической
грамотности и мышления.
Обучение

этих

видов

техники

обусловлено,

прежде

всего,

во-первых,

доступностью восприятия для учащихся; во-вторых, удобством приобретения и создания
материально-технической базы; в третьих, не требуют специального помещения и
площади.
ДООП «Юный техник» составлена в соответствии со следующими нормативными
документами:

1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании»;

2. Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
(Далее - Концепция).

3. Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 №
52831)

4. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей».

5. Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ от 18.11.2016 г. Министерства образования и науки РФ.
3

6. Устав МБУ ДО «Центр научно-технического творчества учащихся» МР
«Вилюйский улус (район)» РС(Я).
Новизна:
Индивидуальный подбор класса юный техник для занятий через оценивание
руководителем физических и психических способностей каждого учащегося. Тем самым
дается возможность заниматься каждому желающему ребенку.
Актуальность программы:
Сегодня повышается роль технического творчества в формировании личности,
способной в будущем к активному участию в развитии социально-экономического
потенциала республики, и страны в целом. В ходе реализации программы выявляются
технически одаренные дети, а также развиваются их творческие способности. Таким
образом, программа проводит профориентационную работу и способствует подготовке
технически квалифицированных и талантливых специалистов.
Цель:
Развитие устойчивого и глубокого интереса к теории технического устройства,
воспитание интереса и любви к технике и творческому труду, формирование
конструкторских навыков и умений.
Задачи:


воспитание у детей сообразительности, способности ориентироваться в любой
обстановке;



расширение

границ

динамического

стереотипа,

чему

способствуют

самые

разнообразные модели в области авиастроения, машиностроения и т. д;


создание благоприятных условий для творческой самореализации воспитанника;



активизация творческого потенциала воспитанников.
Программа состоит из трех частей: первого, второго, третьего года обучения.

Рекомендуется комплектовать учащихся первого года обучения из школьников 4-8
классов.
Первый год обучения – 162 часа.
Второй год обучения – 162 часа.
Третий год обучения – 162 часа.

4

Формы и режим занятий
Обучение осуществляется через такие традиционные формы, как кружковые
занятия (индивидуальные и групповые), участие в конкурсах, выставках, соревнованиях.
Объединение первого года обучения формируется детьми 4-5 классов, группа 12
человек, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2,5 часа.
Объединения второго и третьего годов обучения формируются из школьников 5-67 классов, в группах до 10 человек, занятия 2 раза в неделю по 2,5 часа.
Продолжительность занятий – 40 - 45 минут. Перерыв между занятиями – 10
минут.
Дистанционное обучение. В связи с введением ограничительных мер и режимом
самоизоляции некоторые учебные занятия могут перейти на дистанционную форму
обучения с помощью приложений Zoom, WhatsApp и с применением кейсовой
технологии.
В результате освоения программы «Юный техник» учащиеся должны:


овладеть знаниями об основах технического учения.



овладеть навыками работы с инструментами, электрооборудованием.



уметь изготавливать различные модели от простых до сложных – бумажные,
деревянные, металлические; кордовые модели;



овладеть навыками пилотирования и вождения.
Формы контроля результатов обучения:



контрольные запуски моделей;



ежегодная отчетная выставка;



участие в соревнованиях различного уровня (кружковых, городских, улусных,
региональных, республиканских, всероссийских).
Методические рекомендации:
Важными условиями получения знаний по данной программе являются:



четкая цель каждого занятия;



правильный подбор учебного материала с учетом содержания темы и поставленных
задач;



сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся;



четкая организация и эффективное использование времени, тщательная подготовка к
занятию.
5

Теоретическую работу с детьми лучше ограничить краткими беседами и
пояснениями по уходу процесса. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким,
необходимо развивать его исподволь, постепенно, излагая теоретический материал по
мере необходимости применения его на практике.
В работе с начинающими моделистами упор следует делать на освоение и
отработку основных технологических приемов изготовления моделей и практических
навыков в их регулировке и запуске. Главной целью является воспитание трудолюбия,
терпеливость, настойчивости в работе, стремление сделать модель правильно, прочно,
надежно и красиво, чтобы каждая построенная модель была действительно работающей:
летает, двигается и т.д.
Важным моментом является оценка руководителем физических и психических
способностей каждого школьника с целью выбора наиболее подходящего для него класса
моделей. Так, например, очень подвижные, нетерпеливые ребята не смогут заниматься
моделями-копиями, требующими скрупулезной работы, но добьются больших успехов с
моделями «воздушного боя», трудоемкость изготовления которых невелика, а во время
соревнований требуются быстрота и ловкость.
Способы

определения

результативности

программы:

мониторинг

по

выявлению уровня результативности программы.
Участие в соревнованиях и мероприятиях: общегородские соревнования по
техническим видам спорта, улусная, региональная и Республиканская НПК «Шаг в
будущее», Республиканские соревнования на Кубок МОиН РС (Я), ежегодные
Всероссийские выставки НТТУ.
Формы контроля: наблюдение, тестирование, анкетирование, собеседование,
конкурсы, выступления с научно-практическим докладом.
Формы подведения итогов программы: конкурсы, выставки, участие и
выступление в мероприятиях, участие в дискуссионной площадке.
Мониторинг по выявлению уровня результативности программы
с разбивкой на два полугодия на каждый год обучения
Подростковый возраст
Компетентность обучающегося в познавательной и предметной деятельности
Критерий
Показатели
Способность
творческого
решения Умение искать оригинальные решения,
образовательных задач
самостоятельно
решать
различные
творческие работы
Способность находить адекватные способы Умение действовать по алгоритму
6

решения поставленной задачи на основе
заданных алгоритмов
Способность сравнения, сопоставления, Умение
выделять
главное
и
классификации
второстепенное, обосновывая свой выбор
Компетентность обучающегося в социально – культурной и гражданской сфере
Способность к рефлексии, самоанализу и Умение контролировать и оценивать свою
самоконтролю
деятельность, оценивать свои достижения,
регулировать свое поведение, устранять
причины возникших трудностей
Способность
к
взаимодействию
со Умение устанавливать взаимодействие со
сверстниками, взрослыми
сверстниками, взрослыми
Способность
к
безопасной Соблюдение
норм
поведения
в
жизнедеятельности
окружающей среде, правил техники
безопасности
Способность к выстраиванию своей Умение использовать свои права и
деятельности в соответствии с правовыми выполнять обязанности гражданина
нормами и правилами
Компетентность обучающегося в информационно – коммуникативной сфере
Способность
адекватно
воспринимать Умение вступать в диалог (понимать точку
устную речь
зрения собеседника, признавать право на
иное мнение)
Способность к содержательному общению Умение взаимодействовать друг с другом в
команде,
планировать
командную
деятельность
для
достижения
необходимого результата.
Старший школьный возраст
Компетентность обучающегося в познавательной и предметной деятельности
Критерий
Показатели
Способность самостоятельно ставить цели Умение
самостоятельно
создавать
и
организовывать
собственную алгоритмы деятельности
деятельность
Способность прогнозировать события, Умение оценивать и прогнозировать
синтезировать
последствия,
умение
проектировать
деятельность
Способность
формулировать
и Умение представлять свои суждения,
аргументировать
давать определение, доказательства
Способность создавать материал по Умение
самостоятельно
решать
техническому заданию
технические задачи
Компетентность обучающегося в социально – культурной и гражданской сфере
Способность к рефлексии, самоанализу и Умение контролировать и оценивать свою
самоконтролю
деятельность, оценивать свои достижения,
регулировать свое поведение, устранять
причины возникших трудностей
Способность
к
взаимодействию
со Умение устанавливать взаимодействие со
сверстниками, взрослыми
сверстниками, взрослыми
Способность
к
безопасной Соблюдение
норм
поведения
в
жизнедеятельности
окружающей среде, правил техники
безопасности
Компетентность обучающегося в информационно – коммуникативной сфере
Способность
извлекать
необходимую Умение искать, находить, запрашивать,
информацию из различных источников
проверять и преобразовывать информацию
7

Способность
собирать,
хранить
и Умение искать, находить и хранить
пользоваться
нужной
информацией, необходимую
информацию,
свободно
создавая соответствующие базы данных, пользоваться сетью Интернет для поиска,
включая электронные
получения и передачи информации
Опросник для подростков первого года обучения
№

Показатели

1

Знаешь ли ты о работе конструктора?

2
3

Умеешь ли ты пользоваться инструментами?
Умеешь
ли
ты
пользоваться
электрооборудованием?
Умеешь ли ты изготавливать различные простые
модели?
Умеешь ли ты общаться с другими сверстниками?

4
5

Умею

Делаю с
помощью
педагога

Не
умею

Делаю с
помощью
педагога

Не
умею

Делаю с
помощью
педагога

Не
умею

Опросник для подростков второго года обучения
№
1
2
3
4
5

Показатели

Умею

Знаешь ли ты об основах конструирования и
моделирования?
Умеешь ли ты пользоваться режущими
инструментами?
Умеешь
ли
ты
пользоваться
электрооборудованием?
Умеешь ли ты изготавливать различные модели
от простых до сложных?
Умеешь ли ты работать в команде?
Опросник для подростков третьего года обучения

№
1
2
3
4
5

Показатели

Умею

Знаешь ли ты термины, которыми пользуются в
конструировании и моделировании?
Умеешь ли ты пользоваться токарным станком?
Умеешь
ли
ты
пользоваться
электрооборудованием?
Умеешь ли ты изготавливать различные
сувениры?
Умеешь ли ты общаться со взрослыми?

8

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№

Количество часов
Тема

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

4

-

2.

Первоначальные

30

4

26

конструкторскотехнологические понятия
3.

Изучение деталей

30

4

26

4.

Конструирование из мелких 30

4

26

4

30

деталей
5.

Конструирование из крупных 34
деталей

6.

Изготовление робота

30

4

26

7.

Заключительная часть

4

4

-

итого

162

28

134

Содержание первого года обучения
1. Вводное занятие. Понятие о материалах и инструментах. Ознакомление
учащихся с правилами техники безопасности и пожарной безопасности, Инструменты
приспособления, применяемые в кружке. Организация рабочего места, правила работы с
мелкими деталями. Способу изготовления отдельных деталей и способы сборки деталей.
Порядка и плана работы кружка, показать наглядно готовые работы.
Практическая часть. Изготовление (детали Lego) поделок на свободную тему с
целью ознакомления с подготовкой учащихся. Изготовление из разных деталей
Legoмашин построек роботозверей, самолетов. Изготовление из деталей игрушек с
подвижными частями тела.
2. Первоначальные конструкторско-технологические понятия
Элементарные понятия о работе конструкторов Lego. Общее представление о процессе
создания робота. Обзор основных деталей. Практическая часть. Изготовление своего
робота на свободную тему, техника, живые существа, растения.

9

3. Изучение деталей. Какие детали присоединяются друг другу и благодаря,
которому, воссоздается робот способный поднимать груз и переносить его с места на
место.
Практическая работа. Изготовление конструктора из деталей Lego или (корабль,
машина, самолет и др.)
4. Конструирование из мелких деталей. Первоначальные понятия простых деталей
позволяющие роботу сгибать, разгибать части тела. Практическая работа. Изготовление
части тела способной сгибаться и разгибаться.
5. Конструирование из крупных деталей. Практическая работа. Сборка робота
более в масштабном размере. Способный передвигаться с помощью сетевых кабелей.
6. Изготовление роботов. Сборка роботов способных участвовать в соревнованиях
по правилам конкурсов.
Практическая

работа.

Обучение

навыкам

управления

через

компьютер.

Выполнение маневров, перенос предметов из одного места на другое, по указанным
правилам соревнований.
7. Заключительная часть. Подведение итогов работы за год.

10

Второй год обучения
№

Количество часов
всего
теория
практика
2
2
-

Тема

1

Вводное занятие.

2

Простейшие авиамодели.

25

5

20

3

Воздушные змеи.

23

3

20

4

Воздушный шар.

23

3

20

5

Планер. Модели планеров

27

7

20

6

Самолет. Модели самолетов.

27

7

20

7

Вертолеты. Модели вертолетов.

31

5

26

8

Заключительное занятие

4

4

-

162

36

126

Итого:

Содержание второго года обучения
В течение первого года обучения изготовляются различные модели: простейшие
бумажные, воздушные змеи и шары, планеры и самолеты и даже вертолеты. Каждый
учащийся изготавливает схематическую модель планера, с которой он участвует в
различных соревнованиях, проводимых по месту жительства, района, региона. После
этого учащиеся изготавливают простую кордовую модель самолета и, запуская ее,
приобретают навыки пилотирования.
1.

Вводное занятие.

Авиация и ее значение в народном хозяйстве. Авиамоделизм – первая ступень
овладения авиационной техникой. Цель, задачи и содержание работы на учебный год.
Демонстрация моделей, ранее построенных в кружке. Правила работы в кружке, Правила
безопасности труда.
2.

Простейшие авиамодели.

Основные части самолета и моделей. Условия, обеспечивающие полета, центр
тяжести, угол атаки.
Практическая работа. Изготовление бумажных летающих моделей: простейшего
планера,

планера

для

фигурного

полета,

планера

с

подкосами,

планера

со

свободнонесущим крылом. Игры и соревнования с бумажными моделями («Посадка на
аэродром», «Петля Нестерова», «Дальность полета», «Дальний перелет»).
3.

Воздушные змеи.

11

Краткая история развития воздушных змеев. Сведения о воздухе. Ветер, его
скорость и направление, сила ветра. Аэродинамические силы, действующие на воздушных
змей в полете.
Практическая работа. Постройка простейшего змея - плоского «русского змея».
Совершенствование в постройке плоских змеев более сложной конструкции.
Постройка простейшего коробчатого ромбического змея. Совершенствование в
постройке коробчатых змеев более сложной конструкции. Воздушный почтальон —
Несложный прибор для подъема груза на высоту. Постройка воздушного почтальона.
Совершенствование в постройке воздушных почтальонов. Запуск воздушных змеев.
Определение высоты полета Змея. Проведение соревнований с воздушными змеями,
используя «почтальоны».
4.

Воздушные шары.

Краткий

исторический

очерк.

Создание

воздушного

шара

монгольфьера.

Совершенствование шара французским физиком Шарлем. Опыты и полеты с научными
целями, осуществленные Д. И. Менделеевым, Н. Н. Рабкиным (помощником изобретателя
радио А. С. Попова). Полеты советских стратостатов. Создание и развитие дирижаблей.
Полеты советских и зарубежных дирижаблей. Дирижаблестроение в наше время. Понятие
о законе Архимеда (в применении к газам). Основы полета воздушных шаров и
дирижаблей.
Практическая работа. Изготовление и запуск воздушного теплового шара.
Технология изготовления бумажного воздушного шара; заготовка шаблона, вырезывание
полос по шаблону, Склейка полос, приклеивание шляпки и горловины. Техника запуска
воздушного шара. Игры и соревнования с воздушными шарами.
5.

Планеры. Модели планеров.

Краткий исторический очерк. Создание планера О. Лилиенталем и его полеты.
Полеты на планерах русских конструкторов А. В. Шиукова, К. К. Арцеулова, Б. И.
Российского и др. Развитие планеризма в Советском Союзе. Первые планеры советских
конструкторов С. В. Ильюшина, А. С. Яковлева, С. П. Королева, О. К. Антонова.
Рекордные полеты советских планеристов. Использование Планеров в годы Великой
Отечественной войны. Развитие дельтапланеризма.
Способы запуска планеров с помощью амортизатора, автолебедки и самолета. Силы,
действующие на планер в полете. Дальность планирования. Угол планирования. Скорость
снижения. Парение планера в восходящих потоках воздуха.
Устройство учебного планера. Фюзеляж, крыло, хвостовое оперение. Система
управления планером. Спортивные и рекордные Планеры.
12

Практическая работа. Постройка схематических моделей планеров, технология
изготовления их отдельных частей. Профиль и установочный угол крыла. Вычерчивание
рабочих чертежей в натуральную величину. Изготовление частей и деталей моделей
планеров: грузика, рейки-фюзеляжа, стабилизатора, киля, рамки крыла. Изготовление
нервюр крыла. Сборка крыла. Изготовление кабанчика, подкосиков для крепления крыла
к фюзеляжу. Обтяжка поверхностей: стабилизатора, киля и крыла. Определение центра
тяжести модели. Регулировка и запуск моделей, устранение замеченных недостатков.
Тренировочные запуски моделей на леере. Организации соревнований с построенными
моделями.
6.

Самолеты. Модели самолетов.

Краткий исторический очерк. Первые попытки создания самолета. Основные
режимы полета самолета. Силы, действующие на самолет в полете. Работа воздушного
винта.
Учебный самолет Як-18. Крыло, элероны, фюзеляж, хвостовое оперение, шасси,
двигатель, воздушный винт.
Практическая

работа.

Изготовление

схематических

моделей

самолетов.

Вычерчивание рабочих чертежей. Изготовление частей и деталей схематических моделей
самолетов: рейки-фюзеляжа, кромок и нервюр крыла, закруглений, киля и стабилизатора.
Изготовление

воздушного

винта,

подшипника

к

нему.

Обтяжка

поверхностей:

стабилизатора, киля и крыла. Изготовление резиномотора. Определение центра тяжести.
Регулировка запуска моделей, устранение замеченных недостатков. Тренировочные
запуски с полным заводом резиномотора. Проведение соревнований с построенными
моделями на продолжительность полета.
7.

Вертолеты. Модели вертолетов.

Краткий исторический очерк. Основные этапы развития вертолетостроения в нашей
стране. Применение вертолетов в народном хозяйстве. Почему и как летает вертолет.
Главная деталь вертолета — несущий винт. Отличие работы несущего винта вертолета от
винта самолета. Работа силовой установки вертолета. Автомат перекоса. Фюзеляж,
силовая установка, трансмиссия. Управление полетом вертолета. Работа лопастей
несущего винта вертолета.
Практическая

работа.

Постройка

простейшей

модели

вертолета«Бабочка».

Изготовление каркаса, несущего винта, резинового двигателя. Совершенствование в
постройке моделей вертолетов.
Регулировочные запуски моделей, устранение замеченных недостатков. Проведение
соревнований с построенными моделями.
13

Заключительное занятие.
Организация и проведение соревнований. Проведение технической конференции.
Подведение итогов работы кружка. Подготовка моделей к отчетной выставке.
Перспективы работы в новом учебном году. Рекомендации по самостоятельной работе в
летние каникулы.
Ожидаемые результаты
Обучающиеся, закончившиеся второй год обучения, должны знать:


правила техники безопасности при работе с электрооборудованием (паяльник,
электролобзик и др.) и работе на сверлильном станке;



классификация авиационных моделей;



аэродинамику модели самолета;



особенности регулировки и управления моделью самолета;



работу двигателя внутреннего сгорания;



виды топлива (дизельное, калильное).
Учащиеся должны уметь:



работать с электрооборудованием и на сверлильном станке;



выполнить чертежи моделей самолетов;



изготовить модель самолета;



работать со стартовым оборудованием;



запускать модель самолета.

14

Третий год обучения
№

Название темы

Количество часов
всего

Теория

практика

1

Вводная часть

2

2

2

Устройство автомобиля

30

10

20

3

Устройство мотоцикла

30

10

20

4

Техническое обслуживание машины

30

10

10

5

Эксплуатация

24

4

20

и

техническое

обслуживание мотоцикла
6

ПДД

30

10

20

7

Учебная езда

22

4

18

8

Заключительное занятие

4

4

-

162

54

108

Итого

Содержание третьего года обучения
1. Вводное занятие
Цели, задачи, содержание работы в кружке. Распределение заданий на год.
2. Общее устройство автомобиля.
Основные части автомобиля, и назначение. Органы управления автомобилями.
Общее устройство двигателя. Принцип работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС).
Рабочий цикл ДВС. Порядок работы изучаемого двигателя.
Практическая

работа.

Выполнение

технической

документации

на

модель.

Проектирование и чертеж моделей. Пробные запуски. Выявление дефекта и устранение
их.
3. Общее устройство мотоцикла.
Основные части мотоцикла, принцип работы и правила при эксплуатации.
Электрооборудование мотоцикла. Принцип работ двухтактного двигателя. Правила
безопасности.
Практическая работа. Знакомство с устройством мотоцикла. Сборка и разборка
двигателя. Сборка и разборка карбюратора. Вождение.
4. Техническое обслуживание (ТО) машины.
Краткая

характеристика

технического

обслуживания

автомобиля.

Планово-

предупредительная система ТО автомашины. Виды и периодичность ТО.

15

Практическая работа. Техническое обслуживание машины. Устранение неполадок
при ТО.
5. Эксплуатация и ТО мотоцикла.
Принципы управления. Виды и периодичность ТО мотоцикла. Их ремонт.
Практическая работа. Выполнение профилактических и ремонтных работ на
мотоцикле.
6. ПДД
Изучение Правил дорожного движения. Первая медицинская помощь при дорожных
происшествиях. Дорожные значки.
Практическая работа. Разводка транспорта на макете. Выполнение различных
тестовых заданий на ПДД.
7. Учебная езда на карте.
Вводный инструктаж. Ознакомление с последовательностью проезда трассы на
разлетке.
Практическая работа. Выполнение упражнений по вождению карта.
8. Заключительное занятие
Подведение итогов. Подготовка к выставке, к защите проектов
Воспитанники 2 года обучения должны знать:
- основные части автомобиля, их назначение;
-общее устройство двигателя;
- основные части мотоцикла, принцип работы, правила при эксплуатации;
- характеристику технического обслуживания автомобиля;
- правила дорожного движения.
Уметь:
- выполнять техническую документацию на модель;
- сборку и разборку двигателя мотоцикла;
- выполнять профилактические и ремонтные работы на мотоцикле;
- проводить техническое обслуживание автомашины;
- выполнять упражнения по вождению мотоцикла и автомашины.

16

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.

Организационные условия:

Количество часов в неделю:
1 год обучения – 4,5 часа.
2 год обучения – 4,5 часа
3 год обучения – 4,5 часа
Количество обучающихся в одной группе составляет от 8 до 12 человек.
2.

Материально-технические условия:

Размер кабинета должен быть рассчитан не менее 4,8 кв.м. на 1 ребенка. В кабинете
применяется

комбинированное

освещение

в

соответствии

с

гигиеническими

требованиями к естественному, искусственному и совмещенному освещению. В
помещении при организации общего искусственного освещения обеспечиваются уровни
освещенности люминесцентными лампами - 300 - 500 лк. Температура воздуха – 17 - 20
°C. Мебель должна быть стандартная. Так как во время занятий выполняются
электротехнические и монтажно-сборочные работы, то помещение может оборудоваться
ученическими столами и стульями или комбинированными верстаками в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в
общеобразовательных организациях. Кабинет оборудован ПК и проектором для показа
демонстрационных материалов. Согласно СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 N 41
условия

проведения

занятий

техническим

творчеством

должны

соответствовать

санитарно-эпидемиологическим требованиям к безопасности условий труда работников,
не достигших 18-летнего возраста.
Оборудование и инструменты
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Наименование инструментов
Плоскогубцы
Круглогубцы
Бокорезы
Кусачки
Отвертки
Ручные ножницы по металлу
Ножницы
Молотоки слесарные
Ножовки по металлу
Ножовка по дереву
Напильники разных сечений
Рашпили двух типов

Количество, шт.
3
3
2
1
5
2
5
3
2
1
20
2
17

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.

Стальная щетка
Сверла диаметром (мм) 0,5-3,0; 3,0-5,0; 5,5-10,0.
Метчики и плашки под болты и гайки диаметром от 2 до 6 мм.
Чертилки
Шлифовальная шкура
Разметочный циркуль
Кернеры
Линейки металлические 300-500 мм, 1000 мм.
Штангециркули
Микрометр
Угольник
Электрическая дрель
Лобзики
Рубанки
Станок «Умелые руки»
Сверлильный станок
Токарный станок
Фрезерный станок
Заточный станок
Бруски для заточки ножей
Пульверизатор
Весы с разновесом
Электропаяльники
Чертежный инструмент
Микрокалькулятор

1
40
2 комплекта
3
5 кв.м.
1
2
7
2
1
1
1
5
4
1
1
1
1
1
3
1
1 комплект
3
1 комплект
1

3.Кадровые условия:
 руководитель объединения (педагог дополнительного образования)
4. Внешние условия:
 взаимодействие с ОУ улуса, ВПК им.Н.Г. Чернышевского.

18

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основными формами обучения при реализации данной программы являются как
коллективная, так и индивидуальная, в зависимости от года обучения. На первом году
обучения применяется метод инструктирования, второй год обучения применяется метод
консультации и практической работы, который является основным методом, помогающим
осуществлять связь теории с практикой при занятии авиамоделизмом. В результате
происходит

более

углубленное

закрепление

теоретических

знаний

учащихся,

формирование соответствующих навыков, умений и развитие технического мышления
учащихся. Усвоение ребенком новых знаний и умений, формирование его способностей
происходит не путем пассивного восприятия воздействий преподавателя, а в активной
форме в процессе различных видов детской деятельности – изготовление моделей, запуска
моделей, игры, соревнований и так далее. Последовательность и преемственность –
основной принцип, то есть первые модели изготавливаются по готовым шаблонам, но
следующие модели по уже разработанным чертежам в объединении. Далее – модели
изготавливаются одного типа, но из различного материала и проводятся сравнительные
испытания с анализом результатов.
Контроль за знаниями и умениями учащихся осуществляется путем теоретического
зачета и практической деятельности. Организация и проведение соревнований в течение
года среди воспитанников кружка согласно плана, а также участие в республиканских и
Всероссийских соревнованиях.
Название методического материала
Н. В. Лященко «Авиамоделирование»
«Динамика, статика, линейный ритм»
Corel DRAW 12 программа для графических работ,
эмблема, логотип, чертежные работы
Arcon – 3D моделирование для школьников
Archicad – 3D моделирование (профессиональная
программа)
Занятия по авиамоделированию с использованием
анимации
Занятия по авиамоделированию с использованием
анимации
Занятия по авиамоделированию с использованием
анимации
Иллюстрации для занятий по художественному
конструированию (дизайну)
Проекты обучающихся на различных НПК и творческих
конкурсах

Форма методического
материала
таблицы
Учебные стенды по
дизайну
Компакт диски
Компакт диски
Компакт диски
Презентация
Презентация
Презентация

Презентация

19

Занятия по авиамоделированию
Справочная литература «Моделист
«Юный техник», «Левша»

Видеоролики
конструктор», Подшивки журналов

20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагогов
1.

Андрианов П.Н. Техническое творчество учащихся

2.

Асен Иорданов. Ваши крылья. – М.: 1937.

3.

Бакурский В. Самые быстрые самолеты. – М.: ИЛБИ, 2000.

4.

Гаевский О.К. Авиамоделирование. М. Просвещение 1990

5.

Горбенко К.С. Самолеты строим сами. – М.: Машиностроение, 1989. – 140с.

6.

Ермаков А.М. Простейшие авиамодели. М. Просвещение 1989

7.

Костенко И., Микиртумов Э. Летающие модели. – М.: 1952. – 95с.

8.

Кротов И.В. Модели ракет. – М.: ДСААФ, 1979. – 173с.

9.

Лагутин О.В. Самолет на столе. М. ДОСААФ 1988

10.

Марина З. Техническое моделирование 1997

11.

Морозов Л.Н. Модели ракет. – М.: 1989. – 60с.

12.

Перевертень Г.И. Техническое творчества в начальных классах. М.

Просвещение 1984
13.

Рожков В.С. Авиамодельный кружок. М. ДОСААФ 1978

14.

Рожков В.С. Авиамодельный кружок: Пособие для руководителей кружков.

– 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – 144с.
15.

Справочник по иностранным самолетам. – М.: 1990. – 160с.
Литература для детей и родителей

1.

Гарольд Риджуэй. Как сделать и запустить воздушного змея

2.

Заворотов В. А. От идеи до модели. М. Просвещение 1988

3.

Рожков В.С. Строим летающие модели. – М.: Патриот, 1990. – 159с.

4.

Соболев Д.А. История самолетов: Начальный период. – М.: 1995. – 201с

5.

Смирнов Э. Как сконструировать и построить летающую модель

6.

Смирнов Э. Как построить летающие модель. – М.: ФОСААФ, 1973. – 180с.

7.

Столяров Ю.С. Костенко В.И. Мир моделей. М. ДОСААФ 1989

8.

Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938г. И 1938-

1950гг. – М.: 1978. – 110с.

21

ПРИЛОЖЕНИЯ

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 27.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 84113242398

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».